Компания «Цифра» была основана в 2005 году и начала свою деятельность с Фрунзенского района, где сегодня сетью охвачено более 50 % территории. В марте этого года «Цифра» принялась за освоение Красносельского, Выборгского и Калининского районов (см. выпуск новостей от 15 марта 2006 г.). В основном «Цифра» подключает дома от 9 этажей и выше. Тем не менее, подключиться к сети есть возможность и у жителей пятиэтажных домов - при условии подачи заявки не менее чем от трех квартир. Недавно компания объявила о своем выходе в Невский и Приморский районы (см. выпуск новостей от 4 июля 2006 г.). На данный момент в Невском районе магистральное покрытие составляет более 10 %, ведется строительство распределительных сетей, при этом уже начато подключение абонентов. В Приморском районе сейчас завершается строительство магистральной сети, подключение абонентов планируется начать до конца лета.
Стоит отметить, что работа в обоих районах стартовала не с нуля. Так, помимо начала строительства собственных сетей, «Цифрой» была приобретена компания, в зону охвата которой входили дома как в Невском, так в Приморском районах. При этом на тот момент название этой компании не разглашалось. Впрочем, в дальнейшем стало известно, что ею стал оператор «Авангард Телеком». «Мы купили «Авангард Телеком», поскольку руководство приняло решение развиваться в этих районах. И первым шагом была покупка существующей компании с качественной инфраструктурой. Основа сети позволяет стремительно развиваться по всем направлениям и быстро охватить большую часть районов», - говорит менеджер по рекламе и PR компании «Цифра» Мария Лазарева. Отметим, что в сумме по обоим районам «Авангард Телеком» насчитывала порядка 300 абонентов. Подключенные ранее к ней дома располагаются на ул. Тельмана, пр. Большевиков и Искровском пр. в Невском районе и на Комендантском пр. в Приморском районе.
Сумма сделки не разглашается, но, по оценкам наблюдателей рынка, сегодня стоимость одного абонента таких небольших сетей может варьировать от 1 тыс. до 3 тыс. рублей. Впрочем, по данным представителей рынка, предложения «Цифры» превышают все существующие сегодня оценки этого бизнеса. При этом предложения о продаже сети поступали от оператора к подавляющему большинству домашних сетей, впрочем, как стало известно, одним из критериев является средний ежемесячный доход с абонента (ARPU) не ниже $20. Отметим, что сегодня данный параметр по операторам домашних сетей Петербурга колеблется в среднем от $10 до $30, а ARPU самой «Цифры» составляет порядка $18-20.
Напомним, что в свое время было объявлено о том, что основной стратегией «Цифры» при освоении новых районов города станет именно объединение под своим брендом других игроков рынка – в основном небольших домовых сетей (см. выпуск новостей от 15 марта 2006 г.). Так, сегодня «Цифрой» рассматривается возможность покупки небольших операторов домашних сетей в Московском и Василеостровском районах. Также на данный момент ведется строительство сети в Красногвардейском районе. Кроме того, в свое время компания претендовала на приобретение небольшой сети «Локалка» (localca.spb.ru) в Кировском районе. Но в дальнейшем данный оператор был приобретен действующей в Кировском районе компанией Spbline, которая недавно стала частью объединения домашних сетей TiERA, куда также вошли оператор доступа в Интернет Центрального, Красногвардейского и Адмиралтейского районов Sonix и «Город-Онлайн», работающая во Фрунзенском районе (см. выпуск новостей от 21 июля 2006 г.).
В целом приобретение небольших компаний более крупными игроками на рынке домашних сетей является сегодня стандартной практикой. В частности, на днях аналогичный контракт заключает компания «Евролинк», которая сегодня работает в Невском и Красногвардейском районах. Приобретаемый оператор находится в новом, еще не освоенном оператором районе города. На данный момент ни название сети, ни район не разглашаются. Впрочем, как сообщил руководитель проекта «Евролинк» Алексей Красильников, оператор соответствует всем требованиям компании: хорошее месторасположение, достаточное количество договоров с обслуживающими компаниями, ЖСК и ТСЖ. Ориентировочная стоимость сети исчисляется по параметру $100 за абонента. Отметим, что это не первый опыт приобретения небольшой сети для «Евролинка», так в свое время в Красногвардейском районе ей была приобретена сеть HNS, охватывающая 200 абонентов в пяти домах.
А весной этого года компания «Антхилл» при выходе в Невский район также приобрела две небольшие сети, занимающие каждая по микрорайону в противоположных частях района и насчитывающие в общей сумме порядка 1 тыс. абонентов (см. выпуск новостей от 12 апреля 2006 г.). Одна из них, «Талисман.Net», работала в районе ул. Шотмана, на ее долю приходится половина приобретенных абонентов. Напомним, что и сам «Антхилл» был образован весной 2005 года на базе трех сетей – «Парадиз», «Диалинк» и «Ржевка». А в августе того же года произошло окончательное слияние сетей в единое юридическое лицо – ООО «РайНет», которое на данный момент владеет торговой маркой «Антхилл» (см. выпуск новостей от 30 августа 2005 г.).
Еще один альянс сетей представляет собой провайдер Z-Telecom, под данным брендом объединены операторы «Простор», «Перспектива», «Приоритет» и AntNet. Также в свое время им было приобретено пять мелких сетей на Ржевке и одна в Купчино. Данные сети охватывали от одного до трех домов и являлись некоммерческими, не имевшими даже названия. «Сегодня мелким сетям с менее чем 1 тыс. пользователяй для конкуренции необходимо либо идти по примеру некоммерческих сетей, таких, как «Большевиков.Net», либо искать инвесторов, либо как можно быстрее продаться крупному оператору, пока сеть не потеряла свою покупательную способность», - считает руководитель проекта Z-Telecom Дмитрий Анчунов. Напомним, что упомянутая сеть «Большевиков.Net» представляет собой некоммерческое сообщество сетей FunnyNet, BolsheNet, USSRNet, действующее в Невском районе (см. выпуск новостей от 10 мая 2006 г.).
Кроме того, свои планы по выходу на петербургский рынок (в частности, и через покупку местных игроков) в свое время озвучила московская компания «МТУ-Интел» (торговая марка «Стрим»), и, по прогнозам экспертов, эта компания будет идти по пути приобретения местных игроков (см. выпуск новостей от 12 июля 2006 г.). Правда, здесь речь будет идти о более крупных игроках. При этом, как показал опрос spbIT.su, для них сумма в размере $100 не явлется адекватной. Как отмечают провайдеры, практически у всех были переговоры с потецниальными интересантами к их бизнесу, и в большинстве случаев цифры колебались в районе $300-500 и даже более за одного абонента.
Впрочем, некоторые крупные игроки рынка принципиально не покупают других операторов. «Крупные сети скупают мелких операторов ради абонентской базы. Чтобы как можно быстрее появиться на как можно большей территории. Но на наш взгляд дешевле и качественнее строить собственную сеть. Хотя предложения продаться нам периодически поступают от мелких сетей», - отмечает технический директор компании «Матрикс Сетевые Решения» Олег Лебедев.
«Мы не покупаем других операторов, т.к. любая даже минимальная калькуляция показывает, что построить собственную сеть дешевле, чем купить другую. Покупка дает только мгновенный прирост абонентской базы. И, на мой взгляд, все, что связано с объединением или покупкой другой сети, является всего лишь попыткой увеличить собственную привлекательность в глазах инвесторов или же других потенциальных покупателей. А любой игрок, который хочет жить долго, будет строиться самостоятельно и привлекать собственных абонентов, а не покупать чужих. Впрочем, смысл в покупке есть в том случае, когда у покупаемого оператора много контрактов с ТСЖ, получить которые достаточно трудно», - говорит руководитель петербургского филиала компании «Корбина Телеком» Денис Куликов.
Тем не менее мнение о том, что целью ряда операторов является именно повышение своей привлекательности в глазах потенциальных покупателей, не единично. В частности, как полагает руководитель сети Unet Александр Егорочкин, «сегодня среди небольших сетей идет борьба за инвесторов. Новые провайдеры появляются и начинают разворачивать свою деятельность не столько для того, чтобы развиваться самостоятельно, сколько с целью как можно выгоднее продаться».
Автор: Наталья Чумарова (info@mskit.ru)
Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование, Финансы