rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

И снова про VAS

Вчера, 13 октября 2010 года, на площадке бизнес-инкубатора «Ингрия-ИТМО» издательская группа ComNews, бизнес-инкубатор «Ингрия» и Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» провели региональный блиц-форум, посвященный рынку VAS (Value Added Services). В мероприятии приняли участие представители операторов связи, сервис-провайдеров и других экспертов российского рынка VAS. В ходе дискуссии собравшиеся обсуждали дальнейшие пути развития рынка дополнительных сервисов в сетях мобильной связи, а также другие актуальные вопросы, касающиеся российского рынка VAS.

Как отмечают аналитики, рынок VAS является одним из наиболее перспективных направлений бизнеса на рынке услуг мобильной связи. Предполагается, что в ближайшие годы увеличение доходов от «услуг с добавленной стоимостью» (Value Added Service, VAS) станет основным драйвером роста бизнеса мобильных операторов. Тем не менее, по итогам второго квартала 2010 года на российском рынке наблюдается снижение выручки от VAS.  

В частности, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, выручка от VAS-услуг во втором квартале 2010 года в России составила в долларовом исчислении $1172,7 млн. По итогам квартала она уменьшилась 61,6 млн или на 5 %. Таким образом, произошел «откат» назад: в первом квартале прирост выручки составлял $56,6 млн или 4,8 %. Напомним также, что в течение нескольких кварталов выручка от VAS постепенно увеличивалась: прирост в четвертом квартале 2009 года составлял 20,1 %, в третьем квартале – 14 %. В связи с этим, одной из тем, обсуждавшихся в ходе прошедшего мероприятия, стал вопрос о том, является ли снижение выручки от VAS сезонным явлением, или за этими процессами стоит некая тенденция, которая продолжит свое развитие.

«Рынок VAS, в силу того, что он находится на передовом крае технологий, является «живым». Он не стоит на месте и очень сильно подвержен влияниям текущих тенденций рынка. Поэтому нельзя говорить о том, что указанный случившийся спад является неким первым «звонком» к тому, что предстоят какие-то проблемы. Скорее всего, здесь мы видим влияние сезонности. Традиционно летом люди меньше пользуются различными  VAS-сервисами. Осенью же, как правило, происходит бурный рост», - комментирует руководитель службы новых продуктов и услуг Северо-Западного филиала оператора «МегаФон» Михаил Жуков.

Кроме  того, эксперты отмечают, что рост российского рынка VAS в первом квартале 2010 года отчасти был обусловлен тем, что на рынке появилось большое количество различных мошеннических схем и сервисов, с которыми операторы и конент-провайдеры усиленно боролись и как раз снижение показателей ко второму кварталу может говорить о том, что происходит оздоровление рынка за счет вывода с рынка организаций, занимающихся подобными мошенническими схемами.   

«Поскольку данные указанной статистики берутся от сотовых операторов, то они отражают реальную картину в части VAS-услуг у операторов связи. Тем не менее, в этой аналитике не отражены показатели, которые пока остаются ниже статистической погрешности. Во-первых, B2B-рынок. Это определенный объем сервисов, который мы также называем мобильными сервисами, но оказываются они не конечному пользователю, а во внутренних проектах различных компаний. Есть еще один момент, это развитие различных мобильных приложений и сервисов для смартфонов со стороны самих производителей устройств (AppStore, iTunes, различные сервисы для платформы Android), которые предполагают альтернативные способы оплаты контента (к примеру, банковскими картами). В данном случае платежи осуществляются без участия операторов связи. Пока это небольшой объем платежей в силу того, что на российском рынке не так велико количество смартфонов. Однако, в ближайшее время ситуация может измениться в том числе и по причине появления более дешевых моделей смартфонов. Года через три процент смартфонов от общего количества мобильных телефонов в России может достигнуть порядка 30%», - отмечает управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров.

Также в ходе мероприятия была затронута тема мобильных платежей. Операторы мобильной связи стремятся развивать направление мобильных платежей, при которых оплата различных сервисов происходит через мобильный телефон (то есть списывается со счета абонента). К примеру, у того же «МегаФона» есть продукт «Мобильные платежи» в рамках которого абоненты оператора могут оплачивать определенные услуги (к примеру, оплата ЖКХ). У «МегаФона» мобильная коммерция развивается по двум основным направлениям: первое это основные товары и услуги (ЖКХ, услуги Интернет, платного ТВ и т.д.), которые собраны на операторском портале и могут быть оплачены со счета мобильного телефона. Второе – это прием платежей в пользу третьих лиц (небольших компаний, оплата услуг и товаров в сети Интернет) с оплатой со счета мобильного телефона. В целом, эксперты высказывают мнение, что сервисы мобильных платежей через сотовых операторов будут пользоваться все большей популярностью.

Некоторые эксперты, однако, придерживаются иного мнения: «Идея платежей через мобильный  телефон, это идея платежей, сделанных из сиюминутных побуждений. На регулярные услуги (тот же ЖКХ) у пользователей другая психология платежей. По моему мнению, люди не будут платить за коммунальные услуги через мобильный телефон», - высказывает свое мнение совладелец компании «Альтер-И» (бренд Money-Money) Самуил Горелик.

Кроме того, в ходе мероприятия эксперты говорили о роли операторов мобильной связи, сервис-провайдеров и контент-провайдеров, а также поставщиков платформ VAS в цепочке предоставления дополнительных сервисов. К примеру, генеральный директор компании Zed Russia Кирилл Шрамко высказал следующую мысль: «Тенденция создания операторами связи собственными силами неких уникальных сервисов является не самой оптимальной. В частности, в Европе операторы постепенно отходят от создания VAS своими силами и в некоторых случаях отдают созданные ими сервисы на аутсорсинг третьим компаниям и концентрируются на строительстве сетей и предоставлении услуг связи. Мое впечатление, по крайней мере от деятельности операторов «большой тройки» в России, таково, что на настоящий момент акционеры операторов связи выделяют недостаточно ресурсов на создание своих VAS-услуг и их продвижение. Мы видим попытки операторов запустить услуги, которые должны конкурировать с продуктами, уже созданными на рынке и эти попытки не всегда успешны. Как пример можно привести услугу «чат» между абонентами разных операторов, которую операторы  «большой тройки» запустили в прошлом году. Налицо ситуация при которой в большинстве случаев сервис-операторы, которые занимаются нишевыми сервисами и специализируются на конкретных продуктах работают эффективнее, чем операторы сотовой связи, пытающиеся повторить их опыт».

Также в ходе блиц-форума участники высказали свои мысли по поводу дальнейшего развития российского рынка VAS. «Ни для кого не секрет, что голосовые услуги это уже не наше будущее, хотя этот сервис является важнейшим базисом для развития сети.  VAS это основной драйвер роста сетей связи и услуг в будущем. В основном рынок VAS будет расти в дальнейшем за счет предоставления услуг доступа к сети Интернет, а также за счет сервисных услуг, которые предоставляются в рамках этого доступа, расширяя его возможности», - говорит Михаил Жуков.

«Мы считаем что сейчас на рынке происходят важные изменения и мобильные операторы находятся под некоторым давлением. С одной стороны, технологическое развитие сетей связи (к примеру 4G) влияет на увеличение скорости мобильного Интернета, а также наблюдается постепенный переход к предоставлению безлимитных тарифов на эту услугу. В условиях конкуренции мобильный Интернет становится быстрее и дешевле. Еще одним фактором, влияющим на операторов мобильной связи, является появление альтернативных способов оплаты VAS без участия оператора связи, о которых говорилось ранее. Также на операторов влияет появление смартфонов, которые также предусматривают альтернативные каналы дистрибуции (различные application stores) и в части развития application stores большие усилия прилагают вендоры (производители мобильных устройств). Также влияет на операторов развитие платформ, на базе которых создаются смартфоны, поскольку целый ряд сервисов на определенных платформах доступны уже без участия оператора», - комментирует Кирилл Петров.

«С 2012 года в России резко возрастет объем рынка VAS-сервисов. По моему мнению, это может произойти в силу следующих причин: Сегодня в России запускается проект по выпуску универсальной электронной карты (УЭК) в качестве одного из будущих идентификаторов в системе «электронного правительства». Параллельно с этим, 30 сентября 2010 года Правительством подписана государственная программа «Информационное общество 2011-2020 годы». В этой программе в частности указывается, что в рамках программы предусматривается идентификация личности гражданина РФ с помощью мобильного телефона. Таким образом, если нормативные документы будут подготовлены, у мобильных операторов появится новые объемы трафика, который будет относиться к VAS», - говорит Самуил Горелик.

Что еще прочитать по этой теме:

8 сентября 2010 г. VAS во II квартале 2010 года: шаг вперед и два назад

31 августа 2010 г.   МегаФон: ARPU под угрозой

27 августа 2010 г.  VAS-приседания. Показала выручка МТС

16 июня 2010 г.  Мобильный контент. Пираты победили?

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь

Ключевые слова: МегаФон, МегаФон Северо-Запад, мегафон петербург, vas-услуги, vas-сервисы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода