rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Интернет-стартапы: очередь из инвесторов

По мнению экспертов рынка, на данный момент в России очень мало действительно серьезных и интересных интернет-стартапов. Инвесторов же, готовых вложить деньги, довольно много. Таким образом, ситуация на рынке характеризуется преимущественно конкуренцией между инвесторами. Об этом участники рынка рассказали в рамках круглого стола «Интернет-стартапы: выжить и преуспеть», организованного ИК «Финам». Также в обсуждении были затронуты и другие темы, касающиеся развития рынка интернет-стартапов.

Финансовая конкуренция

Игорь Санин, директор по аналитике инвестиционного агентства StartupIndex, так охарактеризовал ситуацию на рынке интернет-стартапов: «Достойных проектов, относительно их общей массы, действительно немного, хотя их становится больше в абсолютных показателях. Тем не менее, капитала на рынке сейчас больше, чем проектов, способных его освоить. Поэтому России свойственна очередь не из предпринимателей к инвесторам, а из инвесторов к предпринимателям». «Блестящих проектов немного, вот за них и идет конкуренция», – добавил Леонид Делицын, эксперт департамента IT-Инвестиций ИХ «Финам».

Интерес инвесторов к интернет-стартапам обусловлен, в частности, тем, что потенциал роста интернет-аудитории весьма высок. «В долгосрочной перспективе потенциал аудитории российского Интернета – все 100 % граждан, которые учились в современной школе, - поясняет Леонид Делицын. - Правда, показатели приближаются к этому потенциалу не так быстро, как хотелось бы. Но у этой медали есть оборотная сторона - еще десять-пятнадцать лет интернет-индустрия сможет хвастаться высокими темпами прироста».

«Показатели по нашему проекту говорят о том, что аудитория проекта взрослеет, - добавляет Алексей Гидирим, управляющий партнер биржи онлайн-развлечений YouDo. - Мало того, покупательная способность этой аудитории постоянно растет. К примеру, в странах СНГ доля покупок в Интернете по сравнению с Америкой ничтожна мала. Инструменты уже созданы для оплаты, но людям нужно привыкнуть к ним, научиться ими пользоваться. То есть простор для роста однозначно широкий. И борьба за платежеспособного клиента однозначно будет только расти».

Пророческое зрение

Эксперты выделили ряд параметров, по которым оцениваются стартапы с точки зрения интереса для инвесторов. Так, Виталий Акимов,  генеральный директор StartupPoint, выделил ряд трендов, соответствие которым делает стартап привлекательным: eCommerce, Mobile, Media, Social Networking, Cloud, SaaS, поиск, рекламные технологии, контент-провайдеры, игры и Location Based Services. При это, по его мнению, критерии успешности зависят от типа проекта. Так, если проект делается для себя и для своих друзей, то критерием успешности является собственное удовлетворение от проекта, тогда как прибыль вообще не является целью и мерилом успешности. В случае, когда «проект делается для зарабатывания денег в текущем периоде», важно, сколько денег он приносит в данным момент и оценивать надо соотношение «вложения» - «отдача» - он как правило, невысок. Третий вариант – это венчурный проект. «Не важно, сколько денег проект приносит сегодня, самое главное – это будущий потенциал и ожидаемые доходы, - поясняет г-н Акимов. - Коэффициент «вложения» - «отдача» очень большой и потенциально ничем не ограничен».

Леонид Делицын считает, что «инвестору интересны уникальные знания и компетенции предпринимателя. Если инвестор видит, что предприниматель лучше других знает потребности своих клиентов и потребители к нему лояльны, то это интересно. Клоны интересны реже».

«Финам» отдает предпочтение проектам, которые уже разработали и вывели на рынок продукт, причем для этого продукта есть большой рынок, - добавляет он. - Например, если команда проекта хочет двигаться вперед, но для быстрого развития ей не хватает денег. Что касается перспективных направлений бизнеса, то есть проекты, которыми занимаются «все», т.е. где концентрируется много средств и интеллекта (сперва – социальные сети, потом видео, сейчас бум переживают географические приложения), но есть много ниш, много услуг, которые оказывают немногие, и где тоже возможен успешный бизнес. В общих чертах, поскольку пользователи Интернета становятся опытнее, они используют все более сложные сервисы, которые интегрируют мобильную связь, Интернет, карты и т.п. И уж совсем общие слова - перспективно то, что некоторым людям нужно уже сейчас, а завтра будет нужно всем. «Финам» активно инвестирует в ИКТ, в первую очередь - в интернет-проекты. Нам приходит много предложений инвестировать в недвижимость, деревообработку, химию, можно сказать, что в любую отрасль, и их приходится отклонять, хотя среди них могут быть прекрасные проекты. В сфере ИКТ «Финам»  старается концентрироваться на сервисах, хотя на днях объявлено о сделке с контентным проектом - Banki.ru».

Кроме того, г-н Делицын отметил, что инвестиции возможны и на этапе идеи – если, конечно, она незаурядная. Т.е. в сущности, необходимо заинтересовать инвестора и убедить его в том, что такое видение будущего – пророческое. При этом даже инновационные идеи могут вызвать большие сомнения у потенциальных инвесторов.

Игорь Санин поясняет: «У каждого инвестора своя стратегия и свои критерии по отбору проектов. Если речь идет о стадии идеи, то необходимо обращаться к бизнес-ангелам или посевным фондам, которых в последнее время появляется в России все больше. Еще не проверенная рынком инновационная идея всегда характеризуется высокой степенью риска, но и высоким потенциалом роста, так как проект в случае успеха может стать лидером на своем рынке. В любом случае каждый инвестор, рассматривая seed-проекты, внимательно смотрит на команду проекта (ее опыт, достижения и мотивацию работать над проектом), состояние и перспективы целевого рынка, существующие аналоги и конкурентов. Также сильным преимуществом для посевных технологических стартапов всегда будет являться наличие патентов».

«Проекту, не имеющему мировых аналогов, чаще всего нужен долгосрочный инвестор, располагающий очень большими средствами и очень терпеливый, способный ждать результата десять лет и более», - замечает г-н Делицын.

Менее интересными для инвесторов являются региональные проекты. Это обусловлено ограниченностью рынка, которые охватывает такой проект, а следовательно, и более низким потенциалом получения прибылей, чем не привязанный к конкретному региону стартап. К сдерживающим факторам можно отнести и большое количество учредителей в проекте: такой вариант значительно снижает вероятность получения инвестиций.

Игорь Санин рассказал о том, как в StartupIndex оценивают потенциал стартапов с помощью специального рейтинга: «Рейтинг – это консолидированное мнение экспертов относительно инвестиционной привлекательности проекта. Когда эксперты оценивают проект, они учитывают 11 ключевых факторов: идея, команда, наличие прототипа, работоспособность бизнес-модели и так далее. По итогам присвоения рейтинга мы предоставляем авторам проекта его расшифровку – т. е. какие стороны проекта эксперты сочли слабыми (или, наоборот, сильными). Другими словами, вы получаете не субъективный комментарий одного человека, а объединенное мнение минимум десяти. Для вас оно может стать руководством для дальнейших действий - на что следует обратить свое внимание, какие стороны проекта усиливать. Во-вторых, те проекты, которые получили рейтинг, представляются на рассмотрение широкому кругу инвесторов. И им будет уделено особое внимание, т.к. они уже прошли строгий отбор нашим независимым экспертным советом. Как еще один канал доставки проектов с высоким рейтингом мы используем печатный каталог StartupIndex Review, который тысячным тиражом расходится среди финансовых и стратегических инвесторов».

Коллективный разум

В возможностях разработки одной команды сразу нескольких стартапов эксперты рынка видят как плюсы, так и минусы. «В таком проекте инвестор увидит сразу большой риск – разработчики концентрируются на коде, код для них интереснее и ценнее, чем собственно бизнес, - считает Леонид Делицын. - То есть у предпринимателя нет уникального бизнеса с потрясающими перспективами, да и не важно ему это - его больше интересует единый код».

«Лично мне идея создания инфраструктуры для взращивания схожих проектов очень нравится, - говорит Алексей Гидирим. – Вопрос, насколько ваша идея уникальна и вы сможете удерживать конкуренцию на своем сегменте рынка. К примеру, возьмем рынок казино игр. Тот же Playtech, основным бизнесом которого является создание онлайн-казино. И у них множество партнеров, которые занимаются маркетингом этих игр. При этом я категорически против массового клепания различных стартапов одновременно одной командой, без концентрации над одним процессом. По крайней мере, мне известны только негативные опыты таких начинаний».

Что еще почитать по этой теме:

05.07.2010 «От идеи до IPO»: эксперты рассказали, как построить успешный бизнес 

02.07.2010 Ошибки «мышей и крыс». В центре внимания Open Days Ingria 

01.07.2010 «КОРУС Консалтинг» ищет стартапы

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Маркетинг, Финансы, Web

Ключевые слова: финансы, инвестиции, инвестирование, инвестор, инвестиционные компании, инвестиционная деятельность, стартап

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

16.05.2024 Несанкционированный доступ к системам стал ключевой киберу-грозой для компаний

18.04.2024 В Петербурге назвали самых востребованных голосовых помощников

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода