Информационный портал ITSZ

Оригинал документа: http://spbit.su/news/n69105/


     
 

Сотовые подключения Петербурга: после пробуксовки

25.01.2010 04:00
Декабрь 2009 года принес в Петербург не только снег и ожидание скорых праздников, но и изменения на сотовый рынок. Так, операторы выбрались из ноябрьской «рытвины» по показателям, которые в последнем месяце 2009 года снова пошли в гору. При этом отличие петербургского рынка от федерального продолжает оставаться в наличии своих лидеров – по доле рынка лидирует «МегаФон», правда, опережая МТС совсем ненамного, а по приросту уже который месяц подряд первенство занимает МТС. На федеральном уровне все ровно наоборот – МТС является лидером рынка, а прирост – вотчина «МегаФона».

Праздники помогли

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России к концу декабря 2009 года достигло 207,91 млн, увеличившись за месяц на 2 млн 410 тыс. (на конец ноября прошлого года данный показатель равнялся 205,5 млн). То есть тенденция к снижению темпа прироста абонбазы, имевшая место в течение нескольких предыдущих месяцев, в декабре прервалась – видимо, за счет предпраздничной маркетинговой активности операторов и дилеров (напомним, что в ноябре прирост равнялся примерно 500 тыс. – и он оказался минимальным более чем за последние полгода).

Впрочем, это не стало неожиданностью – декабрь традиционно является «тучным» месяцем для операторов. Так, в декабре 2008 года прирост абонбазы составил 3,5 млн, в 2007 г. - 3,45 млн, а в декабре 2006 г. – целых 10,73 млн. Таким образом, хотя декабрь продолжает быть урожайным сезоном, в 2009 году его показатели заметно проигрывают предыдущим годам. Интересно, что раньше и ноябрь традиционно являлся месяцем, когда темпы прироста увеличивались, однако, по всей видимости, такие времена прошли.

 

Динамика прироста абонбазы в РФ в декабре, по данным AC&M Consulting, млн

Динамика прироста абонбазы в РФ в декабре, по данным AC&M Consulting, млн

 

Уровень проникновения сотовой связи в России увеличился к концу 2009 года до 143,2 %, тогда как на конец ноября этот показатель равнялся 141,5 %. Таким образом, увеличение проникновения за месяц составило 1,7 %, что несколько ниже прошлогоднего результата - за декабрь 2008 год увеличение проникновения сотовой связи в Российской Федерации составило 2,4 %. При этом за год увеличение проникновения составило 13,8 %, а за предыдущий год – 14,5 %.

 

Проникновение сотовой связи в РФ на конец года, %

Проникновение сотовой связи в РФ на конец года, %

 

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец декабря 2009 года составил, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, 32,397 млн и 11,847 млн соответственно. Таким образом, уменьшение общей абонентской базы в обоих городах приостановилось – в столице прирост составил 211 тыс., а в Петербурге – 63 тыс. Отметим, что хотя восстановление абонентской базы операторов в Петербурге и произошло в заметно меньших размерах, чем в столице, однако и падение в предыдущем месяце там имело более скромные масштабы.

Проникновение же в столицах в декабре 2009 года составило 190,7 % (Москва) и 186,8 % (Петербург). Показатели ноября прошедшего года – 189,5 % (Москва) и 185,9 % (Петербург). Таким образом, в Петербурге увеличение проникновения составило 0,9 %. В Москве рост достиг 1,2 %.

Декабрь не всесилен

Что касается распределения чистого прироста по операторам, то в декабре 2009 года, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, традиционным лидером остался «МегаФон» - его доля в приросте составила 33,3 %. Отметим, что хотя этот оператор сохранил лидерство, его преимущество заметно уменьшилось – в ноябре он удерживал 57,7 % в общем приросте, а в октябре – 58,6 %. До этого в течение нескольких месяцев «МегаФон» занимал долю от 42 до 47,7 %.

МТС и «Билайн» выбрались из зоны отрицательного прироста и показали следующие результаты: у МТС оказалось 23,1 % в общем приросте абонбазы, а у «Билайна» - 12,3 %. «Рост абонентской базы в России на 5 % и уверенная доля рынка в размере 41 % подтверждает лидерские позиции компании и успех маркетинговых инициатив МТС. Сокращение абонентской базы в Московском регионе в годовом исчислении обусловлено списанием абонентов, подключившихся в ходе сезонных маркетинговых акций. В условиях насыщения рынка в Московском регионе МТС ориентируется на повышение качества абонентской базы и успешно стимулирует потребление абонентами сервисов, в том числе и дополнительных, о чем свидетельствует наилучшая динамика ARPU и MOU в годовом исчислении среди операторов „большой тройки“», — комментирует директор «МТС Россия» Александр Поповский.

В итоге к концу 2009 года абонентская база операторов «большой тройки» в России выглядела так: количество абонентов МТС по России составляет 69,341 млн, что на 557 тыс. больше, чем в ноябре, когда абонентская база оператора снизилась до 68,784 млн. Количество абонентов «ВымпелКом» в России в декабре составило 50,886 млн: прирост составил 297 тыс (то есть не компенсировал потери ноября, которые составляли 380 тыс). Напомним, что еще месяцем ранее, в октябре, потери у «Вымпелкома» тоже были, хоть и меньше – 59 тыс. Абонентская база «МегаФон» в целом по России составила 50,221 млн, что означает прирост в 801 тыс. В ноябре прирост составлял 587 тыс.

Рынок России в декабре 2009 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 33,4 % (потери 0,1 %), «ВымпелКом» - 24,5 % (потери 0,1 %), «МегаФон» - 24,2 % (прирост 0,2 %). Доля остальных операторов составила 17,9 % (прирост 0,2 %). Здесь продолжилась тенденция по постепенной потере долей МТС и «Билайном» и одновременному укреплению позиций «МегаФона».

Петербургский стиль

В Петербурге в декабре 2009 года наблюдалось увеличение совокупной абонентской базы на 63 тыс. абонентов. Как и в прошлом месяце, в отличие от ситуации в целом по России, лидером по доле в приросте в Петербурге оказались «Мобильные ТелеСистемы»: на долю этого оператора пришлось 49,2 % от общего прироста в Северной столице. На второе место переместился «Билайн» с 17,5 %, а «МегаФон» занял лишь третью позицию с 17,1 % в петербургском приросте. Tele2 удержало долю в 15,4 %, а «Скай Линк» - 0,8 % (в ноябре его доля была заметно выше – 3,1 %).

 

Динамика прироста абонбазы по месяцам, Петербург, 2008-2009 гг.,  по данным AC&M Consulting, (тыс.)

Динамика прироста абонбазы по месяцам, Петербург, 2008-2009 гг., 
по данным AC&M Consulting, (тыс.)

 

Доли петербургского рынка по итогам декабря 2009 года в результате распределились следующим образом. Здесь лидером также оказался «МегаФон», причем с показателями, схожими с общероссийскими – 33,4 % (потеря 0,1 % по сравнению с ноябрем). МТС получили 31,4 % рынка (прирост на 0,1 %), «Билайн» занял 17,8 % (без изменений), Tele2 – 15,4 % (прирост на 0,1 %), «Скай Линк» - 2 % (прирост на 0,1 %).

Маркетинговые инициативы в декабре, разумеется, были направлены на стимулирование новых подключений. Так, «Билайн» запустил в ряде регионов своего присутствия услугу «Семейный бюджет», особенность которой – предоставление схожих номеров, возможности оплаты единого счета, а также льготная стоимость трафика внутри «семьи». Кроме того, в преддверии новогодних праздников именно на возможности получения скидки на ряд выбранных («любимых») номеров делался акцент в рекламной кампании МТС.

Tele2 начал декабрь с запуска тарифа «Новогодняя сказка-2010», главной особенностью которого стала льготная стоимость внутрисетевого голосового трафика при его степ-тарификации.

«Скай Линк» в Петербурге в декабре обновил линейку предложений, ориентированных на активных пользователей мобильного доступа в Интернет: в ней появились сразу два новых тарифа. При этом оператор пошел своим путем, традиционно не совпадающим с трендами GSM-рынка: если «большая тройка» активно выводит на рынок безлимитные интернет-предложения и схожие с ними, то «Скай Линк» обратился к помегабайтным тарифам. 

Ну и одним из наиболее значимых событий декабря стал запуск оператором МТС виртуального мобильного оператора «Зенит Мобайл» совместно с футбольным клубом «Зенит».

Автор: Тимофей Белосельцев (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 ITSZ. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.ITSZ.spbit.su
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web