rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Сотовые подключения: праздники не спасли

Февраль 2009 года не оправдал ожиданий ни дилеров, ни операторов сотовой связи: всплеска подключений не произошло. Как в России в целом, так и в обеих столицах, абонентские базы росли, но даже более низкими темпами, чем в январе, который традиционно считается «пустым» месяцем. Сказывается как экономический кризис, приведший к снижению покупательской способности, так и изменение дилерского рынка. При этом уже привычной тенденцией за последнее время стал уход какого-либо из игроков сотового рынка «в минус» по доле в общем приросте.

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России концу февраля 2009 года достигло 189,61 млн, увеличившись по сравнению с концом января на 890 тыс., что соответствует январскому приросту этого года. Отметим, что с учетом того, что январь традиционно характеризуется спадом покупательской активности, февральский результат трудно считать удачным. 

Динамика прироста абонентской базы в РФ в феврале, тыс.

Динамика прироста абонентской базы в РФ в феврале, тыс.

Уровень проникновения сотовой связи в России увеличился к концу февраля 2009 года до 130,6 %, тогда как в конце января 2009 года этот показатель равнялся 130 %, т.е. увеличение проникновения сотовой связи в России составило 0,6 % - аналогично динамике прошлого месяца. Увеличение проникновения с конца февраля 2008 года составило 16 %.

Уровень проникновения на конец февраля, %

Уровень проникновения на конец февраля, %

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец февраля 2009 года составил, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, 31,988 млн и 10,682 млн соответственно. При этом прирост составил 201 тыс. (Москва) и 48 тыс. Примечательно, что в обеих столицах наблюдается снижение динамики прироста – примерно на 40 % и в Москве, и в Петербурге. Если учесть тот факт, что в январе также наблюдалось значительное снижение темпов прироста, то падение в феврале можно назвать весьма значительным.

Для Северной столицы прирост в 48 тыс. – не самый низкий за последние 12 месяцев: наименьшие результаты были продемонстрированы в октябре 2008 года – 37 тыс. Однако в остальные месяцы прирост был более 50 тыс. в месяц. Напомним, что наилучший результат за 12 месяцев пришелся на июль минувшего года. Что касается февральского прироста предыдущих лет, то в 2008 году прирост в Петербурге составил 59 тыс., в 2007 году – снижение на 10 тыс., в 2006 году – 69 тыс., в 2005 году – 114 тыс. 

Динамика прироста абонбазы по месяцам, Петербург, 2008-2009 гг. (тыс.)

Динамика прироста абонбазы по месяцам, Петербург, 2008-2009 гг. (тыс.)

Проникновение же в столицах на конец февраля 2009 года составило 188,3 % (Москва) и 168,5 % (Петербург). Показатели января 2009 года - 187,2 % и 167,7 % соответственно. Увеличение проникновения за февраль текущего года в Москве и Петербурге составило 1,1 % и 0,8 %.

В феврале 2009 года чистый прирост абонентской базы в России, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, распределился так. На первом месте остается «ВымпелКом» с 43,2 % - это меньше результатов прошлого месяца, когда доля этого оператора в общем приросте составляла 65,9 %. Как и в прошлом месяце, именно «ВымпелКом» остается лидером по доле в приросте в регионах, тогда как в обеих столицах лидерство держат МТС, хотя и с небольшим отрывом от «ВымпелКома». 

Доля МТС в общероссийском приросте в феврале 2009 года составила 35,8 %. Напомним, что в прошлом месяце второе место было за «МегаФоном», причем, его доля на тот момент даже увеличилась. 21,1 % от общих подключений в общероссийском масштабе принадлежит в феврале другим операторам. «МегаФон» же в общероссийских масштабах оказался «в минусе», тогда как в январе «в минусе» были МТС. Отметим, что в последнее время все операторы по очереди регулярно демонстрировали отрицательные результаты по приросту, объясняя такое положение вещей «чисткой» абонентской базы.

В итоге к концу февраля 2009 года абонентская база операторов «большой тройки» в России выглядела так: количество абонентов МТС по России составляет 64,833 млн,  прирост за месяц – 345 тыс., что позволило компенсировать потери абонентской базы в январе текущего года. Количество абонентов «ВымпелКом» достигло 48,771 млн (прирост – 416 тыс.), «МегаФон» - 43,398 млн (потери за месяц – 73 тыс.).

Рынок России в конце февраля 2009 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 34,2 % (доля без изменений), «ВымпелКом» - 25,7 % (прирост – 0,1 %), «МегаФон» - 22,9 % (потеря – 0,1 %). Доля остальных операторов составляет, как и в прошлом месяце, 17,2 %.

В Петербурге в феврале 2009 года наблюдалось увеличение совокупной абонентской базы на 48 тыс. абонентов. При этом МТС удалось сохранить за собой первое место по доле в приросте, однако в отличие от прошлого месяца в феврале 50-процентный барьер не был преодолен: на долю МТС пришлось 46, 7 %. «Билайн» все также преследует лидера, но в феврале ему удалось значительно, в два раза, увеличить свою долю в приросте – до 42,2 %. Любопытно, что «Скай Линк» и Tele2 продемонстрировали одинаковые результаты – 5,6 %. «МегаФон» в Петербурге, как и в России в целом, по данным Advanced Communications & Media Consulting, продемонстрировал отрицательные результаты.

Доли петербургского рынка по итогам февраля 2009 года в результате распределились так: «МегаФон» получил 33,0 % (потеря за месяц 0,2 %), МТС – 31,3 % (прирост за месяц 0,1 %), «Билайн» - 19,8 % (прирост 0,1 %), Tele2 – 13,7 % (потеря 0,1 %), «Скай Линк» - 2,1 % (прирост 0,1 %).

В феврале 2009 года количество проданных контрактов сотовых операторов по Петербургу и Ленинградской области, по оценкам ИД «РПР-группа», составило 108 тыс. При этом, как показывает результат оценочного анализа продаж ведущих дилерских сетей, в Северной столице в феврале 2009 года лидером остался «Билайн», получивший 47,6 % от общих подключений, что даже выше результатов предыдущего месяца. «Мобильные ТелеСистемы» второй месяц подряд остаются на втором месте: на долю этого оператора пришлось 30,2 % подключений, причем потери по сравнению с январем составили 2,9 %. «МегаФон» получил 12 %, что выше результатов января, когда этот оператор получил 10,8 %. На четвертом месте остается Tele2 с 8,3 %, что также выше январских показателей. «Скай Линк» традиционно остается на последнем месте: в январе на его долю пришлось 1,8 %. Эти данные – не абсолютны и основаны на анализе результатов лишь крупнейших сетей без учета субдилеров и небольших дилерских сетей и одиночных салонов, а также офисов и мобильных стоек операторов.

Отметим, что наибольшая доля «Билайн» в приросте объяснима: с учетом того, что из игры вышли «Диксис» и «Беталинк», доля «Евросети» в общем количестве подключений выросла. И хотя официально «Евросеть» не отказалась от продаж стартовых контрактов других операторов, сами игроки рынка не удовлетворены результатами переговоров по подключениям с этим дилером. Кроме того, отметим, что все операторы в связи с изменение дилерского рынка активно развивают контролируемые каналы продаж, особенно мобильные стойки.

Что касается маркетинговых инициатив, то в феврале традиционно наблюдается активность операторов, связанная со стартом сезона гендерных праздников, однако в нынешнем году невысокая активность игроков сотового рынка была обусловлена снижением покупательской способности населения. В частности, операторы сконцентрировались на модернизации тарифных линеек, тогда как специальные акции при подключении стали практически не проводились.

Так, «МегаФон Северо-Запад» отметил начало последнего зимнего месяца несколькими инициативами. В частности, этот оператор внес изменения в тарифную группу «Люкс»: была снижена абонентская плата и одновременно увеличено количество включенных в нее услуг.

На начало февраля обновление тарифных линеек запланировали и другие игроки рынка. Так, «Скай Линк» объявил о запуске с 1 февраля единой тарифной линейки. В ней были сохранены без изменений все тарифы, которые соответствуют единой федеральной линейке тарифов. В Северной столице открыты для подключения оказались новые тарифные планы «Баланс» и «Городской телефон» с безлимитной местной связью, универсальный тариф «Коммуникатор 500» с безлимитной международной связью по ряду направлений, тарифный план с зональной тарификацией интернет-трафика «Областной».

«Билайн» предложил абонентам сотовой связи новый тарифный план «Твои правила», особенностью которого стала возможность подключения модификаторов, обеспечивающих адаптацию условия тарифа под индивидуальный профиль потребления услуг абонентом.

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в первой декаде февраля вывело на рынок новый тарифный план «Супер Ноль». Его особенность – предоставления бесплатного внутисетевого трафика со второй по девятую минуту вызова включительно. В компании позиционируют новое предложение как универсальный вариант для общения с близкими.

На середину февраля пришлась вторая волна инициатив. Так, «МегаФон Северо-Запад» вывел на рынок новое предложение – тарифный план «Твое время», ориентированный на активных пользователей голосовой связи. Особенностью данного предложения явилась степ-тарификация голосового трафика, предполагающая зависимость его стоимости от ежедневного количества израсходованных минут. Кроме того, этим оператором была запущена акция «Два месяца бесплатной связи для корпоративных клиентов». 

Одной из главных и ожидаемых новостей февраля стало сообщение ОАО «Мобильные ТелеСистемы» о приобретении 100 % акций компании Narico Holdings Limited (Кипр), которая является 100-процентным владельцем компании ЗАО «Телефон.Ру» у компаний Analog Holdings Limited и Delemont Investments Limited.

Кроме того, «Скай Линк» запустил новую федеральную рекламную кампанию. Особенностью инициативы явился, прежде всего, масштаб охвата рекламных площадок: в рекламной кампании задействованы четыре федеральных телевизионных канала.

Что еще почитать на эту тему:

02 февраля 2009 г. «Чат» и «Люкс». «МегаФон» начинает новый месяц

03 февраля 2009 г. Одним махом. «Билайн» меняет тарифы на сотовую связь и ШПД

05 февраля 2009 г. «Золотая середина» превратилась в «Бонус». «Скай Линк» унифицировал тарифы

09 февраля 2009 г. Пошаговая тарификация от МТС. Стремится к нулю

11 февраля 2009 г. МТС углубляются в розницу

16 февраля 2009 г. «МегаФон» считает время

19 февраля 2009 г. Двухмесячная фора. МегаФон Северо-Запад привлекает корпоративных клиентов

26 февраля 2009 г. «Скай Линк» в трех сериях

20 февраля 2009 г. Сотовые подключения: нет худа без добра 

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети, Финансы

Ключевые слова: Билайн, МТС, GSM, МегаФон, Скай Линк

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

18.04.2024 В Петербурге назвали самых востребованных голосовых помощников

09.04.2024 Цифровой сервис «Развитие территорий» расскажет о работах по благоустройству рядом с домом

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода