rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

«Большая тройка» и другие. Второй день работы V Mobile VAS Conference

28 ноября 2008 года продолжила работу V Mobile VAS Conference. Второй день форума был посвящен вопросам мобильной коммерции, платежам и маркетингу. Перед собравшимися выступили представители операторов «большой тройки», компаний-разработчиков мобильных телефонов и платформ, а также финансовых групп. Как и накануне, конференция проводилась в формате панельных дискуссий. Сначала представители компаний в качестве самопрезентаций рассказывали про свое видение развития индустрии или проекты, а затем отвечали на вопросы слушателей.

Выделить общую мысль выступлений на Mobile VAS Conference достаточно сложно, поскольку в плане описания тенденций рынка каждый участник опирался на свои данные и свое видение текущих проблем и будущего VAS-рынка. В числе приоритетных направлений были названы формирование новых эффективных бизнес-моделей взаимоотношений с пользователями и игроками рынка, вывод на рынок новых продуктов и развитие новых технологий.

Открылась конференция презентациями операторов «большой тройки» в области VAS- проектов. Напомним, что накануне МТС в числе прочих номинаций Russian Mobile VAS Awards стали победителями в номинации «Лучший сотовый оператор по VAS-услугам». В ходе этого дня данная тема была продолжена. Директор департамента по развитию продуктов и услуг ОАО «МТС» Павел Ройтберг рассказал о том, что доход оператора от VAS на третий квартал текущего года составил $337 млн. Доля доходов от VAS в структуре общих доходов компании составляет 15 %. Для сравнения, доход «МегаФон» составил $280 млн, а «Билайн» - $246 млн. Таким образом, можно сказать, что МТС усиливают свое лидерство на рынке VAS в России, а продукты оператора выступают лидерами по доходам, каталогам и эксклюзивным предложениям, а также инновациям.

Так, например, в сентябре 2008 года был запущен MMS-портал, позволяющий организовать личное пространство для хранения MMS-контента, публиковать фото, видео и звуковое содержимое MMS-сообщений для общего доступа с возможностью обсуждения в формате блога, загружать платный контент, а также получать прибыль от загрузки MMS-контента другими пользователями. Количество пользователей за 4 недели составило 12 тыс. человек. Портал для пользователей «МТС iPhone» посещают в течение месяца до 500 тыс. уникальных пользователей. Среди других продуктов оператора были названы RED New, Good’OK, «Планета игр», «Мобильная почта», «MTC-Pay», «МТС Чат», «Приложения МТС». В 2009 году «Мобильная реклама» будет развиваться через усиление работы с рекламными агентствами, расширение каналов распространения: SMS, MMS, WAP-портал, а также проведение рекламных кампаний по расширенным каналам. Активно развиваются ко-брендинговый продукты – «МТС-WiFi» с «Комстар» и «Таском», «SMS-нотификация» с Mail.ru, Rambler.ru, Pochta.ru, «Антивирус Касперского для абонентов «МТС»», «Яндекс-карты для абонентов МТС», «МТС-Pay» совместно с Банком Москвы и «Мобильный банкинг» с МБРР, «Контент Playboy», «Наша Раша», «Камеди Клаб» на wap.mts.ru, доступ к LiveJournalи MySpace и др.

В течение 2007-2008 годов наблюдается активный рост числа пользователей GPRS Internet. Число пользователей GPRS WAP в 2008 году стабилизировалось ввиду запуска эксклюзивных сервисов на WAP. Для удержания лидерства по контенту и WAP-сервисам МТС выходит на рынок Mobile web/ web2.0 продуктов. Слияние Mobile web и web 2.0 позволит реализовать интегрированные веб-интерфейсы на флагманских продуктах МТС («Живой звук», «МТС-Сити», «Видео-клуб», «Планета Игр», «Мобильное TV»).
Драйверами в потребление пользователями 3G в компании представляются мультимедиа порталы за счет скачивания mp3, участие в социальной сети, онлайн-стриминг видео, рекламе.

Практически все операторы мобильной связи в России и СНГ предоставляют своим абонентам услугу RBT (Ring Back Tone), как заявил управляющий партнер Fresh Point Сергей Карпушин. Количество пользователей в 2008 году превысило 350 млн., а к 2010 году составит порядка 500 млн. Однако тенденции здесь негативны: рост количества абонентов RBT замедлился, абоненты неактивны, уровень покупок нового контента низкий, следствием чего является низкий доход от RBT при неизменных расходах на продвижение. В данном случае речь должна идти не столько о технологических изменениях и функциональности, сколько о создании новой бизнес-модели в RBT.

В качестве примера предложена система партнерских продаж мелодий MeloDealer, которая позволяет использовать все существующие и новые каналы продаж мобильного контента, тем самым способствуя увеличению как продаж RBT-контента, так и количества абонентов услуги при подключении услуги при первом заказе мелодии. Продажа RBT осуществляется на существующих контент-витринах и существующих коротких номерах. В пакетные предложения входит RBT, рингтон и картинка. RBT Ad – реклама в RBT канале, - еще одна новая бизнес модель, предоставляющая мобильную рекламу и программы лояльности для абонентов. RBT Ad позволяет операторам получать дополнительный доход от рекламодателей за каждый факт прослушивания рекламного сообщения абонентами вместо стандартных «гудков». RBT Marketing Manager – система сложных маркетинговых кампаний для продвижения RBT и анализа музыкальных предпочтений пользователей, которые затем используются для продажи музыкального контента. В настоящее время совместно с компанией i-Free осуществляется бесплатный запуск и сопровождение внедрения этого полнофункционального ядра бизнес-моделей, оказывается техническая поддержка и развитие.

Также информацией о своих проектах и планах поделились представители «Мегафон» и «ВымпелКом».  Напомним, что накануне «МегаФон» запустил общефедеральный интернет-сервис приема платежей. Партнером по предоставлению сервиса стал «Райффайзенбанк». Ранее этот сервис был запущен в Московском регионе. Для реализации сервиса приема интернет-платежей ОАО «МегаФон» запустил веб-сайт pay.megafon.ru (см. новость раздела «МегаФон» от 28 ноября 2008 г.).

Следующей темой обсуждения стал мобильный маркетинг. Первым выступил генеральный директор Mobile Media Group Давид Вачадзе. По его словам, индустрия представляет собой собственно мобильный маркетинг (mobile marketing) – непрямая (BTL) рекламная активность, которая в России активно развивается с 2003 года, и мобильную рекламу (mobile advertising) – прямая или медийная (ATL) реклама. Ее  активное развитие началось в конце 2006 года. Мобильная реклама – это размещение рекламных сообщений внутри специальных мобильных информационных каналов и сервисов. Мобильная реклама работает по модели традиционных медиа: абоненты интересуются определенной информацией и сервисами и вместе с ними получают также и рекламные сообщения (аналогично рекламе на TV, радио, Интернет). Данный вид рекламы сочетает в себе преимущества директ-маркетинга, Интернет-рекламы и вещательных медиа. Мобильные каналы обладают высоким охватом аудитории, поскольку около 90 % жителей России являются абонентами сотовой связи. Также в структуру индустрии включены сервисные услуги b2b2c, например банковские нотификации,  а также различные проекты вроде операторских и брендированных лотерей.

Индустрия активно развивается. В числе факторов, негативно влияющих на этот процесс, были названы отсутствие медиа-измерений аудитории, риск снижении лояльности абонентов, нечеткость законодательства, высокие тарифы на мобильный Интернет. С другой стороны, идет постоянное совершенствование мобильных телефонов, расширяется число пользователей мобильным Интернетом, операторы расширяют свою активность, появляются новые ресурсы с высокой посещаемостью.

Группа MMG основана в 2003 году, является инфраструктурным игроком индустрии мобильного маркетинга и рекламы, присутствуя во всех сегментах. Агентство интерактивного маркетинга BrandMobile, в котором сосредоточен клиентский бизнес группы компаний, специализируется на сейлз-хаузе, работе с конечными клиентами и BTL-агентствами. MMG - сервис-провайдер мобильного маркетинга и агрегатор мобильной рекламы. MyPPL выступает в качестве платформы создания социальных сетей, а WAP LOOK –поисковик в мобильном интернете. В области мобильного маркетинга компанией в 2007 году стандартизован пакет «легких» проектов, а также «тяжелые» средне-срочные решения для Beeline, Consumer Electronics, FMCG. В 2008 году реализованы комплексные digital TTL-проекты для Wrigley, Lipton, банка «Русский стандарт» и др.

Затем было рассказано о глобальной платформе для мобильного маркетинга, рекламы и контента для мобильных операторов, рекламных агентств и медиа-групп Velti. Представитель компаний Nokia Екатерина Скоробогатова рассказала о коробочном продукте разработчика, включающем загруженный контент, аксессуары, стикеры, подставку.

В третьей секции обсуждались вопросы мобильной коммерции и платежей. Участие в ней приняли представители компаний i-Free, PayCash Group, проекта «Мобильный кошелек» и «Мобильные дисконтные системы».

В условиях кризиса и ряда других проблем отрасли, связанных с лояльностью пользователей, как подчеркнул директор по развитию бизнеса PayCash Group  Виктор Достов, оплата с помощью мобильных платежей может в буквальном смысле спасти рынок. В частности,  поскольку в этой сфере идет борьба за лояльность, за доверие клиентов надо бороться, то все вопросы, связанные с «человеческим фактором» или ошибками системы решаются более оперативно, поскольку человека проще идентифицировать.

Также в рамках данного обсуждения отметим проект компании «Мобильные дисконтные системы» по платежам за мобильные билеты. Компания специализируется электронных мобильных билетах, программах лояльности и цифровом маркетинге с фокусом на анализ и управление покупательским поведением. В основе бизнеса лежит технология, позволяющая генерировать и доставлять уникальный штрих-код на мобильные телефоны. За последний год компания реализовала более 30 проектов. С января 008 ода компания осуществляет розничную продажу электронных железнодорожных билетов как напрямую, так и с помощи партнерской программы.

В случае с данным проектом клиент производит заказ и определяет удобный способ платежа. Система генерирует счет, равный стоимости заказа. Итоговая сумма зависит от выбранного способа оплаты. Пассажир оплачивает данный счет кредитной картой, электронными деньгами, с баланса сотового телефона или наличными в пунктах приема платежей и терминалах самообслуживания. После оплаты система бронирования получает уведомление о совершенном платеже в режиме он-лайн. Реквизиты билета отправляются клиенту на мобильный телефонии или e-mail. В случае отмены бронирования деньги возвращаются клиенту выбранным им способом. Актуальность данного решения связана с с тем, что рынок e-tickets в России растет более чем на 100 %. В тоже время клиенты не хотят или не умеют оплачивать с банковских карт или через Интернет.

Напомним, что по данным iKS-Consulting, доходы сотовых операторов от мобильной коммерции увеличились за 2007-2008 года в шесть раз до $77 млн, а доля этого сегмента в структуре их выручки от контент-услуг выросла с 4 % до 12 % (см. новость раздела «МегаФон» от 27 октября 2008 г.). В октябре «Банк «Санкт-Петербург» запустил в эксплуатацию КПК-версию системы «Интернет-банк», которая позволяет всем клиентам интернет-банка, получить полноценный доступ к своим счетам с карманных портативных компьютеров (КПК) и смартфонов. Среди наиболее востребованных функций – оплата коммунальных услуг, погашение кредитов, пополнение вкладов (см. новость раздела «Интеграция» от 16 октября 2008 г.).

Инвестиционные компании из-за кризиса стали строже отбирать проекты среди игроков рынка ИТ. Таков был общий лейтмотив выступлений в заключительной части форума. Начальник отдела управления инвестициями «Финам» Дмитрий Смирнов, рассказал о текущем развитии холдинга, а также о критериях, по которым отбираются компании для инвестирования. Холдинг в том числе вкладывает средства в такие сектора, как информационные, коммуникационные и интернет-технологии, программное обеспечение, игры (компьютерные и онлайн), мобильные технологии и сервисы. В числе инвестиционных сделок «Финнам» лидер рынка контекстной рекламы Begun, сеть знакомств Mamba, электронная платежная система MoneyMail и др. В связи с кризисом, компания, снижая риски, ужесточила критерии при отборе проектов. В частности, если раньше принимались проекты на любой вплоть до начальной стадии, то теперь проекты-кандидаты должны находиться на стадии выхода на рынок.

Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, ПО, Финансы

Ключевые слова: Билайн, МТС, GSM, МегаФон

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода