rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Антивирусы Vba32 и Avira AntiVir. В борьбе за место под солнцем

По мнению экспертов, благоприятная ситуация для активизации новых антивирусных игроков была в 2005-2006 годах, сейчас же темпы роста рынка замедлились, и занять определенную позицию при существующей конкуренции практически невозможно. Однако за последнее время все же наблюдается появление решений, которые раньше не продвигались в России. Так, отечественный рынок пополнился системами Vba32 собственной разработки «ВирусБлокАда» (Беларусь) и немецкой Avira AntiVir, которую здесь продвигает «Тренингсфера». Как говорят аналитики, несмотря на то что Vba32 недавно получил сертификат ФСТЭК, наибольшие шансы имеет немецкий продукт.

«Оптимальным моментом для выхода на российский антивирусный рынок были 2005-2006 годы, - считает руководитель отдела стратегического маркетинга «Лаборатория Касперского» Олег Гудилин, - когда уровень конкуренции на рынке был относительно невысок, а темпы роста рынка начинали резко увеличиваться. Пик этого роста пришелся на 2007 год, когда рынок вырос, по разным оценкам, на 80-90 %. Те игроки, что успели к этому моменту прочно закрепиться на рынке, «сняли сливки» с такого небывалого роста, вызванного резким переходом пользователей на лицензионное ПО и увеличением числа компьютеров в стране. Сейчас ситуация изменилась принципиально, конкуренция на рынке стремительно возросла. На сегодня лидирует на рынке «Лаборатория Касперского», но даже наша компания испытывает серьезное давление со стороны конкурентов, борющихся за 2, 3, 4-е места: Symantec, Eset и «Доктор Веб».

Разработчик «ВирусБлокАда» недавно вывел свое решение Vba32 на рынок Москвы. Напомним, что изначально предприятие «ВирусБлокАда» создано в мае 1997 года в Беларуси, а в 2000 году начало работать в форме «Общество с дополнительной ответственностью» (ОДО). В состав компании входят разработчики антивирусной программы Vba32 («ВирусБлокАда»), существующей как коммерческий продукт с 1994 года. ОДО «ВирусБлокАда» является единственным в Республике Беларусь разработчиком антивирусного программного обеспечения. «Антивирусные решения «ВирусБлокАда» в основном распространены на территории Беларуси. Насколько нам известно, на сегодняшний день компания - разработчик Vba32 не является лидером на внутреннем рынке», - заметил Олег Гудилин.

Оценивая сам продукт Vba32, который с 2007 года представлен на отечественном рынке, отметим, что в сентябре 2008 года решение получило лицензии Федеральной службы по техническому и экспертному контролю (ФСТЭК), в том числе и по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей. Поясним, что недекларированные возможности - это функциональные возможности технических средств и программного обеспечения, не описанные или не соответствующие описанным в документации, при использовании которых возможно нарушение конфиденциальности, доступности или целостности обрабатываемой информации. Таким образом, на сегодня сертификатами ФСТЭК России об отсутствии НДВ (недекларируемых возможностей) обладают  только «Лаборатория Касперского» и «Вирусблокада» (см. новость раздела «Информационная безопасность» от 18 ноября 2008 г.). «Наличие сертификата ФСТЭК, свидетельствующего об отсутствии в продукте недекларированных возможностей и позволяющего применять Vba32 в тех организациях, где существуют нормативные требования по защите конфиденциальной информации, является серьезным конкурентным преимуществом антивирусных средств «ВирусБлокАда», - отметил г-н Гудилин. - Такой сертификат отсутствует у продуктов Symantec. Но в тоже время аналогичные лицензии на свою продукцию имеют другие лидеры рынка антивирусов, которые давно и плотно работают с организациями, предъявляющими повышенные требования по защите конфиденциальной информации, так что и в этом сегменте «ВирусБлокАда» столкнется с очень серьезной конкуренцией».

По мнению ряда экспертов, решение Vba32 по ряду технических характеристик уступает лидерам антивирусной индустрии. Как отмечает Олег Гудилин, в числе таких показателей можно назвать общий уровень обнаружения, возможности «лечения» активного заражения и проактивные методы обнаружения. Это подтверждается тестами - как западными (AV-Test.org, AV-Comparatives.org), так и российскими (Anti-Malware). Средства централизованного управления антивирусной защитой также во многом не отвечают запросам крупных предприятий с разветвленной структурой локальной сети. «В целом мы оцениваем шансы Vba32 на завоевание значимой доли рынка как достаточно низкие. В то же время нужно отдавать себе отчет, что для нишевых игроков, к которым можно отнести и «ВирусБлокАда», такая задача, как правило, и не ставится», - заметили в «Лаборатории Касперского».

Другой антивирусной системой, недавно вышедшей на российский рынок, стала Avira AntiVir немецкого разработчика Avira GmbH. Решение продвигается на территории Москвы и Московской области с января 2007 года. В качестве торгового представителя выступила компания «Тренингсфера». Дистрибьюцией же в России и Украине с декабря 2006 года занимается белгородская компания «Антивирус-Центр».

«В настоящий момент на российском рынке «Тренингсфера» представляет два вида продуктов - корпоративный (сетевой) и для персональных пользователей (локальный). Ключевым сегментом являются корпоративные клиенты, поскольку на данный момент развития компании это наиболее экономически выгодно. При работе с такими клиентами специалисты практикуют индивидуальный подход. Для каждого типа организаций выработаны отдельные решения по продуктам и ценообразованию», - рассказала директор ООО «Тренингсфера» Ирина Абалихина.

Разработчик Avira GmbH предлагает решения для комплексной защиты всего предприятия. Это защита как рабочих станций, так и файловых серверов, почтовых и прокси-серверов, ноутбуков и КПК сотрудников. Также существует защита от нежелательной корреспонденции, или «спама», чья доля среди сообщений по всем миру достигает до 90 %. Программные решения есть как для операционных систем Windows, так и для UNIX-систем (FreeBSD, Linux). Среди продаваемого программного обеспечения компания продвигает системы для защиты персональных ПК, серверов и коммуникаторов, такие как сетевые (AntiVir Professional, AntiVir Server, AntiVir MailServer, AntiVir ProxyServer, AntiVir WebProtector, AntiVir AntiSpam), локальные (Avira AntiVir PersonalEdition Premium) или комплексный продукт Avira AntiVir Premium Security Suite.

Качество функционала продвигаемых «Тренигсферой» продуктов оценил Олег Гудилин: «Если говорить о характеристиках AntiVir Personal, то это действительно одно из лучших бесплатных решений. К определенным недостаткам этого продукта можно отнести отсутствие функционала, обеспечивающего детектирование шпионских программ, а также возможности проверять объекты, приходящие по протоколам HTTP/SMTP/POP3 на лету, до их сохранения на жестком диске компьютера. В целом все продукты Avira, как платные, так и бесплатные, обеспечивают, в отличие от Vba32, высокий уровень обнаружения вредоносных программ (исключая шпионские модули), но у AntiVir есть серьезные проблемы с самозащитой и лечением активного заражения, а также довольно высок уровень ложных срабатываний на чистых файлах».

Продуктовая линейка Avira GmbH включает решения для защиты информационных ресурсов компаний каждого сегмента рынка: малого (до 100 рабочих станций), среднего (до 500 рабочих станций), крупного (от 500 рабочих станций) бизнеса, бюджетных организаций, учебных учреждений, а также системных интеграторов и домашних пользователей. В случае администрирования компьютерной сети крупного и среднего бизнеса процесс установки и поддержки облегчен благодаря SMC (центру управления безопасностью). SMC оптимизирует процессы администрирования и снижает стоимость эксплуатации Avira AntiVir. Для этого сектора компания предоставляет дополнительные услуги, такие как установка и настройка антивирусного программного обеспечения, обучение специалистов работе с продуктами Avira.

Для малого бизнеса имеются специальные комплексные решения, позволяющие сэкономить бюджет. В малом бизнесе зачастую отсутствуют штатные системные администраторы, поэтому преимуществом для таких компаний будет тот факт, что предлагаемый продукт достаточно легок в установке, управлении и настройке. В случае же необходимости партнеры смогут оказать техническую поддержку заказчику.

Что касается государственных учреждений, то для данного сектора компания предоставляет 30-процентную скидку. Вузам «Тренингсфера» предлагает единую лицензию Avira Campus, которая включает комплексную защиту всех объектов сети (рабочие станции и все серверы). Примечательно, что при сравнении стоимости лицензии Avira Campus с коммерческой лицензией на то же количество рабочих станций скидка составляет 90 %.

Если говорить о системных интеграторах, то, как утверждают специалисты компании «Тренингсфера», решения Avira могут быть использованы в собственных программных продуктах таких заказчиков: в межсетевых экранах, архиваторах, программах для резервного копирования и шифрования данных, СУБД и других. AntiVir SAVAPI (Secure AntiVirus Application Programming Interface) является модульным компонентом, предлагающим защиту от вирусов и вредоносного ПО на уровне, соответствующем обычным продуктам AntiVir. Компонент можно включать в программы, работающие под управлением как Windows, так и UNIX.

Основным видом деятельности «Тренингсферы» является развитие дилерской сети в и обучение специалистов. По условиям партнерской политики, в каждом регионе имеется торговый представитель, занимающийся развитием продуктов Avira AntiVir. С недавнего времени компания занялась продвижением продуктов Avira AntiVir в регионах. Ключевой маркетинговой инициативой в данном случае для «Тренингсферы» являются выставки как инструмент информирования потенциальных заказчиков. Минувшей осенью торговый представитель присутствовал на выставке Softool 2008. Действующие партнеры также принимают участие в решении информационной задачи. Поэтому для дистрибьютора немаловажными являются мероприятия по повышению лояльности, а именно - обучение специалистов, консультационная и техническая поддержка по продуктам и др. С 2009 года «Тренингсфера» планирует расширить бюджет на рекламу в специализированных СМИ и интернет-ресурсах.

Что касается продаж, то, как утверждает Ирина Абалихина, компания занимается ими в целях маркетинга: «В нашей компании продают все сотрудники - от директора до тренинг-менеджера. Это помогает руководителям держать руку на пульсе, чувствовать рынок, отношение к нашему продукту и конкурентам. В результате общения с конечными клиентами мы получаем много полезной информации из первых рук, а тренинг-менеджеры постоянно совершенствуют методику продаж по продуктам и технику работы с возражениями клиентов. Поэтому оборот нашей компании по продуктам Avira AntiVir не является показательным. Доля же оборота в регионе Москва и область от общероссийских показателей составляет в среднем 15-20 %». Если говорить о динамике, то специалисты «Тренингсферы» утверждают, что сейчас наблюдается рост продаж как корпоративных, так и персональных продуктов. Однако на ежемесячную динамику накладывает отпечаток сезонный фактор (отпуска, задержки в финансировании бюджетных организаций), а также секвестирование бюджетов компаний в связи с разрастающимся экономическим кризисом.

«Если исходить из качества представленных решений, у продуктов Avira существенно больше шансов на успех на российском рынке, чем у «ВирусБлокАда», – прогнозирует Олег Гудилин. - Однако нужно понимать, что одного качества продуктов недостаточно, нужно наладить работу с крупными российскими дистрибьюторами, построить хорошо отлаженную двухуровневую схему работы с партнерами, вложить немалые средства в продвижение продуктов на рынок. При существующей схеме работы Avira в России такое вряд ли возможно. Подобные примеры уже существуют на рынке: мы уже видели не слишком удачный пример антивирусной компании Panda Security, представительство которой базируется в Екатерининбурге: доля этой компании на российском рынке в данный момент не превышает 5 %. Тем более сложно будет выходить на рынок сейчас, в условиях замедления темпов роста рынка и финансового кризиса».

Подробнее о перспективах выхода новых антивирусных игроков при нынешней ситуации на рынке рассказали представители основных игроков рынка.

 - Насколько ситуация на рынке удобна для выхода новых антивирусных компаний?

Темпы роста антивирусного рынка в 2008 году замедлились по сравнению с 2007 годом, - пояснил руководитель отдела стратегического маркетинга «Лаборатория Касперского» Олег Гудилин. - В этой ситуации с уверенностью можно сказать, что оптимальный момент для выхода на рынок упущен, и сейчас новым игрокам будет крайне трудно занять значимую долю рынка. Опыт российского представительства BitDefender, фактически прекратившего свое существование в сентябре этого года, лишний раз подтверждает такие прогнозы.

По мнению директора по маркетингу Eset Анны Александровой, на данный момент состав участников российского рынка антивирусного ПО стабилизировался. Компании, ставшие лидерами, активно конкурируют между собой. При этом рост лидеров опережает темпы роста рынка, что ведет к сокращению долей игроков «второго эшелона». Условия для входа на рынок крайне неблагоприятные: новым участникам потребуется показывать сверхвысокие темпы роста. Сложно прогнозировать, получится ли у компаний «Тренингсфера» и «ВирусБлокАда» удивить экспертов, или они останутся нишевыми игроками. Учитывая, что работу с каналом эти компании только начинают, важную роль может сыграть их арсенал маркетинговых и PR-инструментов, нестандартные ходы.

- Как скажется кризисная ситуация на продвижении услуг антивирусных компаний?

Проблемы информационной безопасности, несмотря на кризис, никуда не денутся, – считает PR-менеджер «Доктор Веб» Кирилл Леонов. - Многие заявляют о том, что компании будут меньше тратить на ИТ, ведь эту статью легко урезать. Однако проблемы здесь скорее будут связаны с объективной неплатежеспособностью части заказчиков из-за нехватки наличности, а не в нежелании платить вообще. Компания «Доктор Веб» к такой ситуации готова.

Автор: Дарья Тренина (info@mskit.ru)

Рубрики: Маркетинг, ПО, Финансы, Безопасность

Ключевые слова: Dr Web, Symantec, Kaspersky, agnitum, информационная безопасность

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

09.04.2024 Цифровой сервис «Развитие территорий» расскажет о работах по благоустройству рядом с домом

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода