rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Цифровая трансформация госкорпораций: научить слона танцевать

На конференции ЦИПР состоялась дискуссия, посвященная цифровой трансформации госкорпораций. Оказалось, они имеют большие амбиции относительно потенциала продаж собственных ИТ-решений на внешнем рынке, мотивируя это тем, что накопленной экспертизы и ресурсов для этого достаточно, а импортозамещение надо развивать. При этом особой помощи от государства госкорпорации не просят – разве что, предлагают распространить ИТ-льготы на inhouse-разработчиков. Эксперты, правда, сомневаются в перспективах такой продуктовой стратегии госкорпораций.

По словам модератора дискуссии, раньше структура взаимодействия в ИТ была простой: вендор, системный интегратор, заказчик. Но по мере цифровой трансформации границы стерлись, появились платформенные модели, в рамках которых заказчик является и системным интегратором, и разработчиком. Примеров тому достаточно, в их числе – Сбер, который «сумел научить слона танцевать». Как сбалансировать инсорсинг и аутсорсинг, обсудили на сессии «Цифровая трансформация госкорпораций: как стимулировать разработку собственных решений?» в рамках ЦИПР в Нижнем Новгороде.

Алексей Волостнов, партнер АО «СПГ», рассказал, что в 2020 году цифровая  трансформация затронула лишь от 30% до 50% госкомпаний, не везде даже на конце 2021 года были утверждены соответствующие стратегии. В целом по стране были примерно на 60% выполнены поставленные KPI.  

При этом по-прежнему не хватает специализированных кадров и ресурсов, т.е. до практически ориентированной стратегии пока далеко. Часто корпоративные стратегии цифровизации остаются искусственным и неприкладным документом.

Подчас во главе цифровой трансформации ставилась задача импортозамещения, даже когда аналога отечественного не было. Сейчас это тоже актуально. В целом можно сказать, что доля госзакупок у отечественных производителей в 2021 году была небольшой – 6-39 %. Амбициозная цель уже поставлена – достичь 90 % в 2021 году. Как будет достигаться – большой вопрос, но учитывать эти показатели придется.  

Между родовой и мертвецкой

Подобные цифры вызвали вопросы у представителей госкорпораций. Екатерина Солнцева, директор по цифровизации Госкорпорации «Росатом», охарактеризовала их как «нечто среднее между родовой и мертвецкой», поэтому и оценивать по ним состояние рынка нельзя. У самого Росатома проведено 65 % импортозамещения– и речь только про то, что покупают с рынка. К этому можно добавить и внутренние разработки, объем которых достаточно значителен в силу специфики и закрытости бизнеса госкорпорации. 

При этом эксперт уверена: всем госкорпорациям надо освоить работу с продуктами не только для самих себя, но и для внешнего рынка, чтобы, разработав продукты, компании могли ими обмениваться. Однако не надо, чтобы и частные ИТ-компании, и госкомпании пытались конкурировать друг с другом за одни и те же ниши. Чтобы этого не произошло, самая правильная стратегия сейчас – распределение усилий, и в каком-то смысле госплан, который обеспечит обмен и тиражирование.

Нужно учитывать, что промышленные компании не могут полагаться на ИТ-рынок во всем. В промышленных решениях – точно нет, однако ИТ-компании могут сделать лучше там, где речь идет о цифровизации тех процессов, которые в этих же компаниях присутствуют – бухгалтерия, управление персоналом и т.д. Там, где речь идет о производстве, по мнению эксперта, представление ИТ-рынка, мягко говоря, условное.  

Экосистемы и льготы

Елена Морозова, руководитель офиса цифровой трансформации АО «Почта России», подтвердила: есть ряд решений, которых в принципе нет на рынке – их промышленным предприятиям приходится разрабатывать самим. У «Почты России» для этого есть экспертиза, накопленный опыт, внутреннее понимание, как работает процесс и возможность быстро тестировать на собственных процессах – это выгоднее и менее рискованно по сравнению с тем, как если бы задачу выполнял подрядчик. Подобные решения могут быть полезны рынку, так что нужно рассмотреть возможность вывода их на внешний рынок. Да, при этом будут вопросы организации поддержки и т.д., но это решаемо. 

Не хватает двух вещей: национальной экосистемы, под которую все могли бы создавать решения, и системы внесения решения в реестр отечественного ПО на общих условиях. По мнению эксперта, нужен какой-то фаст-трек для этого или вообще отсутствие необходимости входить с софтом в реестр, но последнее будет возможно, только если затраты на такой софт будут признавать как затраты на российское ПО.

Анна Шарипова, управляющий директор по национальным проектам, ГК «Ростех», поддержала идею договора между госкорпорациями о взаимодействии, чтобы не дублировать друг друга и не тратить и без того ограниченные ресурсы. По ее мнению, возможно, стоит начать с витрины предложений как постоянно действующего механизма отслеживания состояния с разработкой ПО на рынке. Недостаточная информированность приводит к тому, что часто разработки идут дублирующим путем.

Г-жа Шарипова напомнила, что нужно помнить о том, что все те люди, которые занимаются inhouse-разработкой – это такие же ИТ-специалисты, которых надо поддерживать, как и тех, кто занимается ИТ в специализированных компаниях, поэтому меры поддержки надо распространять и на них. Хорошо бы еще «докрутить» регламенты, связанные с внедрением импортозамещающего продукта при наличии на предприятии иностранного решения. Без этого компании пользуются субсидиями Минцифры на внедрение и заходят в риск трактования их как нецелевого использования.  

Ложка дегтя

Не все участники дискуссии столь же оптимистично смотрят на будущее решений госкорпораций на открытом рынке ПО. Валентин Макаров, президент РУССОФТ, заметил, что не все решения, которые создаются для корбизнеса, станут продуктом, который можно продать, так как это будет означать предоставление доступа к своим преимуществам и ноу-хау конкурентам.

Вызывает сомнение эксперта и то, что госкорпорации в принципе смогут поставлять на внешний рынок собственные решения – для этого надо иметь инфраструктуру, гибкий бизнес, который направлен именно на создание продукта. В рамках госкорпораций с их устоявшимися процедурами и пр. это невозможно.

Выход такой: разные госкорпорации, которые считают, что есть ниша, в которой их продукт будет конкурентоспособен, должны объединиться, идти в РФРИД или Минцифры, договариваться об условиях запуска консорциума и становиться фактически донаторами процесса. Вероятно, такой продукт должен быть опенсорсным – по крайней мере для компаний, которые в этой работе участвуют. Если так не делать, а перейти к назначению ответственных за конкретный продукт (тот самый госплан), ситуация будет противоречить конкурентной борьбе, а в результате мы получим неконкурентные продукты.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, ПО, Регулирование

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

18.01.2024 ИТ-2023: скорость движения вперед кратно выросла

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода