rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

ИКТ на экспорт: теряем запад, приобретаем развивающиеся страны

Российские ИКТ-экспортеры хотят помощи со стороны государства. Если еще недавно лозунгом данного сегмента рынка было «не мешайте», сейчас ситуация изменилась. Поддержка нужна не только и не столько финансовая – есть потребность в организационных и договорных процессах в других странах. Да и запреты на экспорт зачастую чрезмерны, считают участники дискуссии «ИКТ на экспорт», которая состоялась 1 июня в рамках конференции ЦИПР в Нижнем Новгороде.

К кому с платформой придем, тот от нас не уйдет

Валентин Макаров, президент РУССОФТ, в рамках дискуссии заметил, что экспорт ИКТ в РФ до сих пор считается рутинной и второстепенной работой, не требующей поддержки со стороны государства. И действительно: экспорт растет и так, зачем его поддерживать? Но с началом СВО все кардинально изменилось. Экспорт в развитые страны снизится на 50-75 %. Ранее он составлял более 50 % от всего экспорта, т.е. мы потеряем порядка 3-5 млрд долларов или 300 миллиардов рублей. Это скажется на оттоке талантов: те компании, у кого 90 % выручки приходилось на этот вид экспорта, релоцируются, и восстановить кадровый потенциал страны будет сложно.

Также СВО стимулировала поляризацию мира. Развивающиеся страны, по мнению эксперта, стали понимать, что без России они не смогут развиваться, а останутся колониями США. Поэтому отношение к взаимодействию с российским ИТ кардинально изменилось, благодаря чему мы можем ориентироваться на 40 % мирового рынка. К тому же в развивающихся странах нет своих инженеров для развития и поддержки ИТ. Поэтому целесообразно приходить к ним с платформенными решениями, которые предполагают сильнейшую зависимость от поставщика. Это, в свою очередь, гарантирует безопасность по отношению к нашей стране. Таким образом, мы обеспечим глобальную безопасность за счет технологического присоединения.

Более того, платформенные решения предполагают наличие не только софтверной, но и «железной» части. Так что такой платформенный подход позволит еще на этапе становления нового шестого технологического уклада формировать его там, где рынка еще в принципе не существует. 

Видишь цифрового атташе? А он есть…

Участники мероприятия на всем протяжении дискуссии вспоминали «добрым словом» «цифровых атташе», о появлении института которых было объявлено еще зимой этого года, но которых пока никто так и не видел, как, впрочем, и помощи от них.

Лев Матвеев, председатель совета директоров компании «СёрчИнформ», отметил, что в текущей ситуации требуется помощь государства в продвижении и заключении договоров с другими странами. Однако ни Министерство иностранных дел, ни те самые «цифровые атташе» никак не помогают. Эксперт отметил, что с последними пока мало что понятно: каковы их полномочия, кто к ним будет прислушиваться и т.д.

Эксперт рассказал о прецеденте, случившемся в Сербии, которая более чем лояльна к России. Там создавался государственный дата-центр, где рассматривали возможность использовать решение «СёрчИнформ», но ни наш торгпред, ни посол РФ в Сербии не помогли, хотя письмо с просьбой о помощи им было отправлено. Для того, чтобы получить данный контракт, нужны были встречи, но их не помогли организовать, тогда как американский посол «плясал и танцевал вокруг». «Наверное, ИТ – это мелко для МИД, это же не нефть и не газ», - сокрушается эксперт.

Лев Матвеев считает, что в случае с софтверными решениями надо «бить» в те реперные точки, где мы сильнее, в том числе с помощью чиновников. В идеале «цифровые атташе» должны быть людьми со статусом, роль их – принимать запросы от ИТ-компаний, фильтровать эти запросы и вникать в продукт тех компаний, кто реально работает и у кого есть партнеры, кто не ленится сам себя продвигать за рубежом. В результате этой работы минимум два раза в неделю встречаться с послом и договариваться о конкретной помощи. А у посла при этом должны быть соответствующие KPI. Государство же должно премировать атташе – например в размере 2 % от сделки. Этот стимул привел бы на пост «цифрового атташе» другой круг людей, тех, кто хочет работать на благо России и зарабатывать.

Поддержал Льва Матвеева и Дмитрий Дырмовский, генеральный директор Группы компаний ЦРТ. По его мнению, механизмы поддержки экспорта остались такими же, хотя ситуация изменилась. Госзаказчики хотят работать с проверенными компаниями, поэтому поддержка послов и «цифровых атташе» была бы неоценима. «Но этих атташе мы еще в глаза не видели», - отмечает Дырмовский. Так что нужны KPI и т.д., чтобы ИТ-экспорт стал значимой строкой в обязанностях послов. Ведь бизнес сам успешно работает со средним уровнем чиновников, но если требуется зайти на самый верх, нужна поддержка более высокого, межправительственного уровня.

Стреляем себе в ногу

Дмитрий Дырмовский также считает развивающиеся страны перспективным рынком сбыта. И Группа компаний ЦРТ, чей объем экспорта в прошлом году превысил 50 % от общей выручки, делает все возможное, чтобы на этих рынках остаться. Да и из России компания не планирует уходить.

Конечно, сейчас для расширения присутствия наших разработчиков на развивающихся рынках есть масса сложностей, к тому же мы сами стреляем себе в ногу. Один из примеров – выход постановления о запрете экспорта ПАКов, куда попали многие решения, которые раньше успешно поставляли за рубеж в составе других продуктов. Т.е. мы сами сокращаем номенклатуру решений, которые могли бы продавать.

При этом становится очевидно, что перед ИТ-компаниями открываются новые возможности. Сейчас большой спрос на комплексные решения. И так как пример России показал, что есть большой рубильник, который может отключить почти любое решение, наметился интерес к опыту нашей страны в части цифрового суверенитета. Например, в Мексике требуется использование биометрии во всех финансовых учреждениях, банках. Но при этом большую часть ниши сейчас занимают американские, израильские компании, что беспокоит руководство страны. По мнению эксперта, надо эти возможности не упускать.

Еще одна значимая проблема – финансирование. В Латинской Америке и на Ближнем Востоке мало быть победителем в каких-то научных ИТ-конкурсах – надо приходить со своим финансированием, долгим, под низкие ставки, а у нас нет возможности привлечь прямое финансирование на экспорт. Причины для этого разные – валюта расчетов, условия кредитования и т.д. Но в любом случае ИТ-компаниям очень помогли бы субсидии на экспорт ИТ для заказчиков из госсектора в дружественных нам странах – это работа по линии БРИКС, ЕАЭС и т.д.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Регулирование

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

18.01.2024 ИТ-2023: скорость движения вперед кратно выросла

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода