rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Петербуржцы в онлайн-шопинге предпочитают локальные и зарубежные магазины

Эксперты Яндекс.Маркета и GfK Rus пришли к выводу, что на темпы развития рынка онлайн-торговли в этом году сильно повлияли пандемия и режим изоляции. Те, кто и раньше покупал онлайн, стали делать это более регулярно и расширили спектр категорий приобретаемых товаров. Те, кто не покупал ранее, начали пользоваться онлайн-магазинами. Благодаря этом по итогам года рост рынка составит более 40%, а доля онлайн-торговли в структуре российского ретейла займет порядка 10%.

Кроме того, на рынок оказало влияние принятое в период пандемии постановление, расширяющее возможности онлайн-торговли: например, доставку на дом теперь могут осуществлять аптеки. Пока это не касается маркетплейсов, но, возможно, последние скоро тоже смогут доставлять лекарственные препараты. Кроме того, раньше принимать карту МИР должны были магазины с выручкой более 40 млн в год, а теперь и те, выручка которых более 20 млн рублей в год. Соответственно, эти магазины также подключают возможности оплаты картами – это увеличивает число тех, кто пользуется их услугами.  

Как рассказал руководитель отдела маркетинговых исследований Кирилл Шпара, на данный момент годовой объем рынка онлайн-торговли в стране составляет порядка 2 трлн рублей, что соответствует порядка 9 % всего товарооборота страны. При этом активно растет сегмент покупки продуктов питания: на данный момент порядка 40% онлайн-покупателей делали подобные заказы.

В глобальных масштабах онлайн-торговля растет весьма активно: на данный момент ее доля в объеме всех видов ретейла составляет порядка 17%, а уже в 2023 году превысит 20%.

России при этом до среднемировых показателей еще далеко: доля онлайн-торговли хоть и вырастет в 2020 году с 6% до 9%, но это все еще почти в два раза ниже, чем показатели в среднем по миру. И уж точно уступает Китаю, где доля онлайн-торговли составляет 24%. 

За год рынок онлайн-торговли в РФ вырос на 45 %, и по темпам роста РФ в числе глобальных лидеров. Но при этом траты на одного человека сильно меньше, чем в том же Китае. Как отметил Кирилл Шпара, потенциально данный показатель можно увеличить еще раз в 5.  

Доля онлайн-покупателей в возрастной категории 16-65 лет за последние шесть лет утроилась. В этом году каждый второй россиянин совершал покупки в интернете. Но если посмотреть на потенциал с точки зрения количества покупателей, то ситуация выглядит следующим образом. В стране порядка 70 млн посетителей интернет-магазинов, но лишь 51 млн из них регулярно совершают покупки. Любопытно, что из этого числа 2 млн составляют дети, которые также делают покупки самостоятельно, даже не ставя родителей в известность. Таким образом, в категории старше 16 лет насчитывает чуть менее 50 млн покупателей – это на 8 млн больше, чем годом ранее.

При этом лидером и по проникновению онлайн-торговли, и по динамике прироста аудитории является, безусловно Москва. Здесь 73% жителей являются онлайн-покупателями, причем за год прирост составил 13%. На 9% и 10% соответственно выросло число покупателей в небольших городах и сельских населенных пунктах и городах с населением 100-500 тыс. В городах 500+ тыс. прирост составил 5%, но и уровень проникновения интернет-торговли здесь достаточно высок.

Так как крупные города являются драйвером рынка интернет-торговли, то доля онлайн-покупателей выше в регионах, где таких населенных пунктов больше. Так что лидерами являются ЦФО с 62% и УФО с 56%. В Сибирском ФО вместе с Дальним Востоком показатель равен 48%, а в СЗФО – 47%.

Коронавирус оказал существенное влияние на рынок онлайн-торговли. Так, увеличился охват в некоторых категориях – например, одежда и обувь для взрослых, средства личной гигиены, продукты и напитки. Выросла и частота покупок, а средний чек снизился – именно за счет роста частотных категорий. При этом заметно снизился охват трансграничной торговли: кому-то просто не хотелось идти на почту, да и логистика была хуже, плюс были определенные страхи относительно посылок из других стран. 

Аналитики рассказали, что в течение весны видели любопытную трансформацию спроса: сначала люди обустраивали свой домашний офис, покупали столы, кресла, компьютерную периферию. Потом рос спрос на машинки для стрижки, средства для снятия гель-лака и т.д. В мае большой рост спроса на товары для спорта, а также на комплексы для похудения. При этом в первую волну люди закупались впрок – в том числе это касалось продуктов питания, а сейчас этого не видно: покупают с меньшим средним чеком, но более регулярно. Осенью заметили, что люди в определенный момент начали активно покупать лампы – либо осень повлияла на освещенность, либо поняли, что ситуация скоро не закончится, поэтому места для онлайн-трансляций стали делать более комфортными.

Также любопытно, что потребители считают подходящими для онлайн-покупок далеко не все товары. Например, алкоголь многие не считают таковым, как и лекарства. При этом москвичи и петербуржцы – самые лояльные к интернет-торговле: 37% и 29% респондентов соответственно считают все товары подходящими для онлайн-покупок. 

Город с онлайн-запросами

Аналитики отметили, что рынок Петербурга – один из самых сложных в РФ, сам формирует тренды и ставит вызовы перед игроками рынка. Отличие в привычках обусловлено в том числе тем, что есть много сильных локальных игроков. За год рынок онлайн-торговли в Петербурге вырос на 54% – это больше, чем в среднем по РФ. Доля интернет-покупателей здесь составляет 68 %. Что касается динамики в отдельных возрастных группах, то в Северной столице росла доля молодых покупателей: 17 % покупателей – это люди в возрасте от 16 до 24 лет.  

Примечательно, что петербуржцы покупают одинаково активно и в российских, и в зарубежных магазинах. Здесь сильнее других городов развита покупка в отечественных магазинах, в том числе локальных, к тому же в регионе зафиксированы продвинутые покупки не в китайских, а в англоязычных магазинах.

Самыми популярными причинами для совершения покупок именно онлайн в Петербурге являются возможность сравнивать цены, не тратить время на поездки и совершать покупки из любой локации. Причем эти показатели петербуржцы ценят больше, чем россияне в среднем. Любопытно, что для петербуржцев важным параметром является безопасность в период коронавируса: в городе непростая ситуация с коронавирусом, и это сказывается на предпочтениях. 

Локальные магазины петербуржцы любят: 40% людей при прочих равных купят в локальном магазине – это обусловлено именно наличием локальных игроков. Но 56% составляют те, кто не видит разницы и готов покупать в любом интернет-магазине. При этом петербуржцам свойственен здоровый консерватизм: четверть покупает в новых магазинах. Еще одна локальная особенность – более высокая, чем в среднем по РФ, частота покупок: 63% покупают раз в несколько дней. 

Чаще всего петербуржцы покупают одежду и обувь – это соответствует тренду перехода от специализированных покупок к более частотным. Инструментом для совершения покупок все чаще становится смартфон. Доля покупок с мобильных устройств выросла с 26% до 41 %. 

При этом доля оплаты наличными стала небольшой. Пока чаще всего совершается предоплата банковской картой, хотя доля оплаты картой при получении тоже растет. Оплата в момент доставки – то, что предпочитает большая часть петербуржцев.  

Что касается доставки, то доля самовывоза в регионе снижается, растет доля курьерской доставки. В пиковые месяца изоляции курьерская доставка росла очень существенно. Оптимальное время ожидания в регионе составляет 3 дня, больше 8 дней люди не готовы ждать. Такие результаты амбициозны, потому магазинам приходится работать над своими логистическими площадками.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Торговые сети, Финансы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

18.01.2024 ИТ-2023: скорость движения вперед кратно выросла

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода