Информационный портал ITSZ

Оригинал документа: http://spbit.su/news/n138122/


     
 

«МегаФон» подытожил 2012 год

01.03.2013 07:00
Вчера, 28 февраля 2013 года, компания «МегаФон» подвела итоги деятельности в 2012 году. В ходе пресс-конференции, посвященной этому событию, представители руководства «МегаФона» рассказали об основных финансовых и операционных показателях за 2012 год, а также поделились некоторыми планами компании на 2013 год. Генеральный директор компании «МегаФон» Иван Таврин в частности отметил, что 2012 год был очень важным, интересным и успешным годом для «МегаФона».

Среди отмеченных руководством «МегаФона» важных событий была названа существенная реорганизация базы акционеров компании. «МегаФон», в том числе действуя через свою стопроцентную дочернюю компанию, выкупил около 14,4% собственных акций. В результате реорганизации «Альфа-Групп» вышла из состава акционеров компании, а мажоритарными акционерами стали компании, подконтрольные Алишеру Усманову. Произошли и кадровые перестановки. В апреле 2012 года Иван Таврин, ранее занимавший должность заместителя генерального директора, сменил Сергея Солдатенкова в должности председателя правления и генерального директора «МегаФона». Позднее Сергей Солдатенков был избран в совет директоров компании и назначен его председателем.

Еще одним значимым событием стало проведение IPO на Лондонской фондовой бирже. В ноябре «МегаФон» успешно провел первичное публичное размещение приблизительно 14,8% всех своих выпущенных акций на Московской Бирже и на Лондонской фондовой бирже (в форме глобальных депозитарных расписок) по цене $20 за акцию.  

В части стратегического развития компании, прошедший год также стал знаковым: «В 2012 году мы начали реализацию новой стратегии, нацеленной на повышение операционной эффективности, контроль затрат и увеличение доходности для акционеров. Одновременно с шагами по снижению затрат, мы предприняли ряд мер по увеличению рентабельности, в том числе начали более активно привлекать новых высокодоходных абонентов», - отметил Иван Таврин.

Что касается основных финансовых показателей «МегаФона» по итогам 2012 года, то по итогам года консолидированная выручка компании увеличилась на 12,4% по сравнению с 2011 годом и достигла 272,6 млрд рублей. Показатель OIBDA вырос на 16,4% по сравнению с прошлым годом и составил 117,3 млрд рублей. Рентабельность OIBDA выросла с 41,6% до 43,0%. Чистая прибыль составила 38,3 млрд рублей, что на 12,1% ниже прошлогоднего показателя. Свободный денежный поток увеличился на 174,8% и достиг 70,8 млрд рублей.

Капитальные затраты компании уменьшились на 37,8% в годовом исчислении, и отношение капитальных затрат к выручке составило 16,2%. Генеральный директор компании «МегаФон» Иван Таврин отмечает: «Наши потребности в капитальных затратах значительно снизились за счет более интенсивного, чем у конкурентов, развития сети в последние несколько лет. К началу 2012 мы уже обладали прекрасно развитой сетевой инфраструктурой, что позволило нам сократить консолидированные капзатраты в 2012 году на 37,8% до 44,1 млрд рублей. В 2013 году мы ожидаем темп роста выручки в однозначных числах в верхней части их диапазона, а рентабельность OIBDA на уровне 2011-2012 годов. Объем капитальных затрат составит 55-60 млрд рублей».

На основном рынке «МегаФона» - в России, были представлены следующие финансовые показатели компании за 2012 год. Более 98,9% общей выручки было получено в России. В нашей стране у «МегаФона» совокупная годовая выручка выросла на 12,1% и составила 269,6 млрд рублей. Чистая прибыль «МегаФона» в России составила 39,3 млрд рублей.  

Основным фактором роста на российском рынке названо увеличение выручки мобильного бизнеса на 11,7% за год до показателя в 251,7 млрд рублей.

Основным драйвером роста для «МегаФона» стали услуги передачи данных в мобильных сетях. Рост выручки от услуг мобильного Интернета наблюдался весь год и за 2012 год этот рост составил 30,8%. В денежном выражении этот сегмент выручки составил по итогам года 36,1 млрд рублей. Выручка от голосовых услуг в 2012 продолжила расти и стала вторым по значимости фактором роста общей выручки (рост на 5% к показателям 2011 года).   

Выручка от VAS-услуг в России выросла за год на 20,2%, что по данным компании преимущественно связано с ростом использования контент-услуг и с увеличением выручки от SMS. Выручка от продаж мобильных телефонов и аксессуаров в России увеличилась в годовом выражении на 58,3% за целый год.

Существенный рост выручки «МегаФона» от фиксированной связи в России до отметки 17,9 млрд рублей по итогам 2012 года (рост на 18% по сравнению с прошлым годом) связан преимущественно с приобретениями, сделанными в четвертом квартале 2011 года.

Относительно операционной деятельности «МегаФона» в России в 2012 году отмечается, что число мобильных абонентов компании продолжало расти и на конец 2012 года достигло 62,6 млн (годовой рост 1,5%). Показатель MOU увеличился за год на 11 минут или 3,8%. Показатель ARPU вырос за год на 9 рублей или 2,9%.

При этом, как отметил в своем выступлении исполнительный директор по развитию бизнеса на массовом рынке компании «МегаФон» Михаил Дубин, компания, «обладая мощной инфраструктурой, сегодня является очевидным выбором для клиента в части услуги мобильной передачи данных».    

У «МегаФона» число пользователей услуг мобильной передачи данных в России составило на конец 2012 года 33,6% (21 млн абонентов) от общей абонентской базы компании. Рост за год составил 9,9%. При этом, доля пользователей услуги передачи данных, которые выходят в сеть со смартфонов и планшетов составляет более 23%. По словам выступавшего, расширению базы абонентов услуг передачи данных способствовало высокое качество услуг, предоставляемых через сеть оператора, продолжающееся расширение пропускной способности и зоны охвата сети 3G по всей стране и внедрение технологии 4G/LTE.

В феврале «МегаФон» подписал соглашение с ООО «Скартел», которое работает под брендом Yota и владеет частотами 4G/LTE. В соответствии с этим соглашением, «Скартел» получил доступ к сети компании для развития своих собственных услуг, а взамен «МегаФон» смогла получить доступ к сети «Скартел», чтобы оказывать услуги 4G своим абонентам. В апреле «МегаФон» первым из операторов «большой тройки» запустил в коммерческую эксплуатацию услуги 4G в Новосибирске, и к концу 2012 предоставлял услуги 4G уже в 76 городах в 28 регионах Российской Федерации.

Согласно приведенным данным, на конец 2012 года у «МегаФона» насчитывалось более 100 тысяч абонентов, пользующихся услугами 4G. К концу 2013 года планируется подключить к сети 4G около 1 миллиона пользователей. Доля мобильного трафика передачи данных в сети 4G «МегаФона» на конец отчетного года составляла 5% от всего объема мобильного трафика данных в сети оператора. «Технология 4G уже перестает быть нишевой и становится мейнстримом», - отмечает Михаил Дубин.

В стремлении расширить поле деятельности, стратегическим  для «МегаФона» является развитие в сторону создания и вывода на рынок новых сервисов. В сентябре «МегаФон» приобрел группу компаний VAS Media, занимающуюся разработкой дополнительных мобильных сервисов и других услуг. В настоящий момент осуществляется интеграция группы с MegaLabs — дочерней компанией «МегаФона», специализирующейся в исследованиях и разработках. По результатам 2012 года MegaLabs запустил более 30 новых продуктов и, по словам руководства «МегаФона», сегодня MegaLabs управляет услугами на общую сумму порядка $700 млн.

Продолжала развиваться в 2012 году и собственная розничная сеть «МегаФона». Согласно приведенным данным, количество салонов увеличилось на 12 % и составило 1786 салонов на конец года. В 2012 году 20% новых продаж совершилось через «МегаФон Ритейл». Доля «МегаФон Ритейл» в 2012 году на российском рынке телефонов и смартфонов (в натуральном выражении) выросла на 2 п.п. и составила 8%. Отмечено также, что в 2012 году продажи в категории «телефоны» (телефоны и смартфоны) выросли на 43%. При этом продажи смартфонов выросли более чем в два раза.

Важным событием в части развития розницы для «МегаФона» стала покупка доли в компании «Евросеть». В конце года «МегаФон» завершил приобретение 25% доли в компании «Евросеть». В то же время компания Garsdale, входящая в Группу Алишера Усманова, приобрела еще 25% акций, а «МегаФон» заключил соглашение с Garsdale, обязывающее оператора выкупить 25% акций, принадлежащих Garsdale, в течение трех лет по цене приобретения, уплаченной Garsdale, плюс 8% годовых. Одновременно было заключено соглашение об управлении «Евросетью» с компанией «ВымпелКом» («Билайн»), которому принадлежит вторая половина акций «Евросети».

Как отметил Михаил Дубин, покупка доли в «Евросети» укрепила позиции «МегаФона» на рынке ритейла: «Для «МегаФона» данное приобретение открывает возможности для сокращения стоимости подключения, а также способствует снижению оттока за счет лучшего качества привлекаемой абонентской базы. И конечно, для нас это расширение возможностей дистрибуции. Мы рассматриваем «Евросеть» в первую очередь как канал продаж и привлечения новых абонентов».

В 2013 году как было отмечено руководством «МегаФона», компания намерена проводить упрощение тарифов и услуг для клиентов, сокращение количества тарифов на территории России. Кроме того, в части коммуникации с клиентом «МегаФон» намерен двигаться в сторону отказа от «нулей» в рекламе и сокращать число примечаний (так называемых «звездочек») и мелкого шрифта в тарифных предложениях для того, чтобы сделать описания тарифов максимально понятным для пользователя.

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Финансы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 ITSZ. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.ITSZ.spbit.su
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web