rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
мебель киев

Тесты цифровой техники

     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Председатель совета директоров ЭОС, к.т.н. Владимир Баласанян: «Нам удалось быть первыми или одними из первых во всех инновационных решениях, связанных с электронными документами»

Длительный опыт работы в одной отрасли ценен для специалиста, а для компании – тем более. А если эта компания присутствовала на рынке с самого начала его становления, и к тому же во многом явилась первопроходцем и законодателем «моды» в выбранном направлении бизнеса, то такой опыт становится весомым залогом успеха бизнеса. Одной из немногих российских компаний, которым удалось получить стартовать и развиться вместе с целым направлением ИТ, является ЭОС, отметивший в этом году свое двадцатилетие вместе с отраслью систем электронного документооборота. О том, как все начиналось, какой путь прошел российский рынок СЭД, какими были основные этапы развития электронного документооборота в нашей стране и чего нам ждать в будущем, корреспонденту ИД «РПР-группа» рассказывает Владимир Баласанян, кандидат технических наук, председатель совета директоров компании ЭОС.

- Владимир Эдуардович, в этом году отмечается 20-летие российской отрасли СЭД. В такое время принято подводить итоги, оглядываясь в прошлое и, возможно, переоценивая сделанное. Какие кардинальные перемены произошли за эти 20 лет? Что удалось сделать?  

- 20 лет – это достаточно большой срок. Когда мы начинали наш бизнес 20 лет назад, про электронные документы никто не думал, такого словосочетания просто не было. Были только бумажные документы, которые тогда только-только стали печатать на компьютерах, а не на печатных машинках. А мы уже тогда создали компанию, с прицелом на будущее, в основе бизнеса которой лежало предположение, что вскоре документы будут электронным, причем, это будут не только электронные копии, но и подлинники. И этими документами люди будут обмениваться между собой и работать над ними совместно. За эти 20 лет наши предположения сбылись – или практически сбылись. Сейчас наконец-то значительная, если не большая часть документов обрабатывается в электронном виде, хотя пока это преимущественно сканы документов. Все больше возрастает доля документов, которые выпускаются и живут дальше в электронном виде. Это уже объективная реальность. И более того – эти документы обрабатываются коллективно, они циркулируют межу организациями, между гражданами.

Мы начинали с единичных внедрений, и если в системе работали сотни людей, то, по тем временам, такое внедрение считалось крупным. Сейчас в целом по России речь идет о многих тысячах внедрений в СЭД год, а в крупных СЭД работают десятки тысяч пользователей. Сегодня у нашей компании на 6 тысяч организаций-заказчиков приходится 600 тысяч рабочих мест – это огромная часть работающего офисного персонала.

- Что способствовало такому прогрессу?

Очень многое. Прежде всего – колоссальный прогресс в области информационных технологий и появление нового поколения людей, которые с детства были воспитаны на этих технологиях. Последние «прорывы» связаны с мобильной революцией, появлением облачных систем.

- Есть ли что-то, что мешает рынку двигаться дальше?

- К сожалению, проблемы есть всегда, развитие без этого невозможно. Первая проблема, которая сейчас очень активно решается, это нормативные вопросы, связанные с легализацией использования электронных документов во всех видах деятельности. Так сложилось, что требуется правка большого количества нормативных актов, прописывание в каждом из них нововведений. В последние несколько лет работа в этом направлении ведется очень активно.

Также есть вопросы, связанные с процессом создания электронных подлинников, т.е. документом, изначально выпускаемом в электронной форме – без бумажного оригинала. Это оказалось не так легко, потому как электронный подлинник – это не просто какой-то файл, который надо заверить электронной подписью. Часто это документ, последовательно подписанный многими людьми, причем в процессе подписания в документ вносится новая дополнительная информация. А, следовательно, это делает предыдущую подпись недействительной.

С электронными подлинниками связана еще одна проблема: эти документы нужно уметь хранить. Ведь если нет бумажного оригинала, не работает вся устоявшаяся система архивного хранения. Ее надо менять, потому что она должна быть рассчитана на хранение электронных документов.

Когда речь идет о хранении с небольшими сроками – год или два, то все достаточно просто и понятно. Но если речь идет о более длительном сроке, то возникает много вопросов по поводу сохранности самих носителей, программной среды, электронных подписей.

Эти проблемы сейчас решаются. На мой взгляд, ближайшие 5-10 лет будут относительно завершающими для революции в области работы с документами.

- Получается, что прошло 20 лет, а до полной победы еще далеко?

Да, эти два десятилетия не принесли полной победы электронному документообороту над бумажным, но этого и не могло случиться. Становление отрасли – это некий процесс, движение в будущее, смена культурного стереотипа. К примеру, наша компания в силу профиля деятельности вынуждена самостоятельно изобретать многие решения, которых ранее не существовало, и это – принципиально. Всякий раз мы должны проявить некоторое творчество, придумать, как сделать так, чтобы все работало, чтобы было удобно, ведь заказчик не является и не может являться проектировщиком технологий. Вот когда ему показывают новую технологию, он может определить, понравилось ему или нет, но сам предлагать решение он, как правило, не готов. Поэтому так получилось, что мы, предвидя потребности клиентов, инвестировали разработку совершенно новых технологических решений, в частности в подписание документов электронной подписью, во взаимодействие систем документооборота. Конечно, трудно быть уверенными, что в будущем будут использованы именно наши подходы и решения, но опыт показывает, что прогнозируем мы достаточно точно.  

Благодаря такому подходу, нам действительно удалось быть первыми или одними из первых во всех инновационных решениях, связанных с электронными документами. В силу этого мы получили, пожалуй, самый большой пул заказчиков, которые продолжают двигаться с нами. И происходит это именно потому, что мы «предсказываем» будущее, и быть с нами – значит быть впереди.

- Это признание лидерства ЭОС?

Да. И, кстати, кроме общественного признания среди клиентов и игроков рынка СЭД мы получили очень высокую оценку и от регулятора рынка. Минкомсвязи и Росархив привлекают нас к обсуждению всех инициатив, связанные с развитием ЭДО, мы активно работаем в Экспертном совете Минкомсвязи. Очень важно и то, что мы не только пишем программы, но и занимаемся предметной областью, аналитикой, стандартизацией, создаем ГОСТы, участвуем в работе ISO. Такая активная работа в предметной области не имеет прецедентов среди других отечественных разработчиков СЭД.

- Владимир Эдуардович, что можно считать основополагающими «рывками» отрасли, начиная с 1994 года? И как в них участвовал ЭОС?

В 90-х годах началась «офисная революция». В офисах появились персональные компьютеры – прямо на рабочих местах. Эти ПК позволяли работать с документами с помощью продвинутых для того времени инструментов – текстовых и табличных редакторов, баз данных и т.п. Тогда же ПК стали объединяться в локальные сети, стали доступны почтовые сервисы, интернет. Тогда же появились промышленные средства разработки – реляционные СУБД, средства проектирования приложений. Прекрасно зная практику и потребности работы с документами, мы увидели во всем этом огромные перспективы.

Нужно было выбрать свой путь. В то время на рынке стали появляться компании, продвигающие западные продукты для работы с документами. Эти системы, как правило, представляли собою средства для организации централизованного хранения и коллективной работы с документами. В то время как отечественное делопроизводство, в первую очередь, представляет собою совокупность специфических деловых процессов организации документооборота. И мы отдавали себе отчет в том, что западные продукты – как таковые – недостаточны и неэффективны для автоматизации отечественного документооборота.

Сейчас это понимают все, и компании, продвигающие зарубежные системы, вынуждены существенно их дорабатывать. А в то время это было далеко не очевидно. Помню очень высокий индекс цитируемости моей статьи «Концепция системы автоматизации отечественного документооборота», опубликованной в журнале «Открытые системы», № 1 (21) 1997. В ней я постарался понятными терминами объяснить основные принципы наших решений, которые в итоги стали рыночной нормой. Люди смотрели, как работает наша система и пытались сделать также или лучше.

- А что стало следующим этапом?

Дальше одним из самых важных этапов стало решение задач межведомственного документооборота. У организаций, использующих СЭД, рано или поздно возникает необходимость автоматизированного обмена документами между собою. Мы был инициаторами создания открытого отечественного стандарта такого взаимодействия. Первый стандарт был разработан еще в 2002 году группой отечественных компаний под эгидой Гильдии управляющих документаций. На основе этого стандарта в 2010 году мы выпустили ГОСТ Р 53898-2010. А в 2014 году нами был выпущен ГОСТ Р 53898-2013. Именно в рамках этих стандартов и развивается взаимодействие СЭД, используемых в российских организациях, включая систему межведомственного электронного документооборота органов государственной власти МЭДО.

Еще один важный шаг – работа над электронной подписью. Первое наше решение в этой области появилось в 2002 году – сразу после появления первого закона об ЭЦП.  Это был серьезный прорыв, но с тех пор мы далеко продвинулись еще дальше. Мы первыми предложили и реализовали технологию последовательного подписания выпускаемого документа электронной подписью с использованием открытого формата офисных документов. И не случайно, что сейчас, когда в повестке дня вопрос о переходе к выпуску электронных подлинников, Минсвязи очень внимательно анализирует наши концепции и решения.  

Еще одно направление, где мы были в числе первых – это облачные решения. Наша компания – по заказу Ростелекома – создала облачную систему электронного документооборота О7.ДОК на национальной облачной платформе О7. Причем, мы смогли объединить в одном решении два самостоятельных функционала: это и документооборот, и оказание электронных госуслуг. Заявки на получение услуг от граждан и организаций – с портала госуслуг или из МФЦ – поступают в СЭД, здесь они обрабатываются, а после принятия решений соответствующая информация направляется заявителям.

Сейчас мы видим повсеместный интерес к автоматизации архивной деятельности, в том числе содержащий и бумажные и электронные документы. Мы гордимся тем, что первыми – еще с 2003 года – стали выпускать решение для ведения гибридных бумажно-электронных архивов организаций.

- Были ли направления, в которых ЭОС не был первым?

Конечно, были, не получается во всем быть первыми, да и не всегда это оправдано. Иногда лучше подождать. Например, мобильные решения. У нас в 2011 году появилось клиентское приложение на обычном мобильном телефоне, а потом мы долго готовились к выпуску на рынок планшетного продукта для работы руководителей и топ-менеджеров. Для лиц, принимающих решения, помимо проблем создания совершенно новых метафор и сценариев работы и дизайнерских решений, непременным условием успеха, как выяснилось, является учет сугубо специфических индивидуальных предпочтений, которые невозможно удовлетворить в рамках одного продукта. Поэтому здесь приходится идти путем создания целой серии параллельных решений.

Кстати, было время, когда никто не верил, что мы сможем сделать какую-то единую («тиражную») систему документооборота для организаций всех видов и масштабов деятельности – банков, органов власти, нефтяных компаний, школ, больниц и т.д. Но мы смогли. В случае с мобильными решениями для руководителей так, к сожалению, не получается. Более того, с расширением масштабов использования СЭД все больше индивидуализируются интерфейсные решения, это сегодня – одно из приоритетных направлений нашего развития. В области развития пользовательского интерфейса мы сегодня сотрудничаем с ведущими российскими дизайнерами.

 - Помогает ли 20-летний опыт в сегодняшней сложной ситуации, которая складывается в России?

Сейчас очевидно только одно: несмотря на сложные условия и жесткую конкуренцию наш бизнес растет. В прошлом году мы выросли на 30%, судя по всему, вырастем и в этом. Думаю, дело в том, что наша отрасль развивается быстрее многих других, а мы, в свою очередь, стараемся работать еще лучше. Т.е. нам есть куда расти: и рынок растет, и мы имеем все шансы преумножить свою долю на рынке.

- Сейчас все больше говорят про импортозамещение. Не ждете благодаря этому прироста доли рынка как российская компания?

Все наше развитие стимулировалось конкуренцией с продукцией ведущих зарубежных производителей, будь то Lotus Notes, Documentum, Alfresco и многие другие. И это очень многое дало нам в профессиональном плане. Поэтому не думаю, что «лобовое» ограничение конкуренции, будет иметь положительный эффект. Гораздо важнее (и сложнее!) сделать закупки более прозрачными и эффективными. Ни для кого не секрет, что во многих случаях реально используемый функционал дорогостоящих зарубежных «брендов» минимален, а те же самые задачи можно более эффективно решить с помощью разработок отечественных производителей. Так что, чем жестче условия, в которых работает экономика, чем рациональнее государство и бизнес будут тратить деньги, тем нам будет выгоднее, тем больше у нас будет перспектив. 

Что касается возможных последствий санкций, то мы на 100% российские производители, хотя и используем зарубежные платформы – ОС и СУБД. Большой проблемы в этом, однако, не вижу. Как только будет предложено мигрировать на конкретные альтернативные платформы, мы сделать это достаточно быстро. Точно также, всегда готовы решать - и уже давно решаем - задачи миграции с зарубежных систем на наши продукты.

Редактор раздела: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, ПО, Регулирование

Ключевые слова: автоматизация документооборота, СЭД, ЭОС, электронный документооборот

наверх
 
 
     
     
 

Свежие комментарии

02.06.2016 06:46 | Евгений

Только в том случае, если все организовывает грамотный провайдер.

01.06.2016 08:41 | Сью

Сегодня переход на электронный документооборот - очень разумное решение для бизнеса.

 
     
Оставить комментарий
Имя:
E-mail:
Комментарий (не более 2000 знаков):



     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

17.11.2017 Ставка на эффективность: в Петербурге обсудили автоматизацию бизнес-процессов

17.11.2017 Черный, красный, золотой. Oppo возвращается в Россию

14.11.2017 МТС: рост выручки на потере базы

14.11.2017 Эффективна ли «нативка»

30.10.2017 ЭОС: не будет цифровой экономики, пока документы не станут цифровыми

30.10.2017 Поведение в Интернете: переход в мобильность

25.10.2017 C2C-торговля в России: почти как профессионалы

23.10.2017 Смартфоны: захват мира откладывается

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода