rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:

Тесты цифровой техники

     
 
 
 
     
     
 

Денис Маймистов, эксперт рабочей группы Госдумы по СМИ, ИТ и телекоммуникациям: «При вступлении в силу новых законов сотовые операторы потеряют 80% прибыли от продажи интерактивных услуг»

В минувшем году более 700 тысяч абонентов оказались жертвами «мобильных» мошенников. Пользователи мобильных телефонов ежемесячно тратили от 10 до 900 рублей на различные развлекательные услуги и даже не подозревали об этом. В связи с ростом числа мошенничеств Госдума, ФАС, Роскомнадзор и сотовые операторы стали предлагать варианты решения проблемы – оповещать абонента об услугах, на которые он подписан, разделить счет сотового телефона на два лимита – связи и контент-услуг, ужесточить наказание за подключение платных услуг без согласия абонента. О том, какие из предложенных способов борьбы с мобильным мошенничеством наиболее эффективны, а также какие сложности ожидают абонентов и сотовых операторов в случае принятия новых законов, корреспонденту ИД «РПР-группа» рассказывает Денис Маймистов, эксперт рабочей группы Госдумы по СМИ, ИТ и телекоммуникациям.

-  Кто подписывает абонентов на услуги, о которых пользователи даже не подозревают?  

На развлекательные или интерактивные услуги пользователей в большинстве случаев подписывают сотовые операторы, и  делают они это законно. Да, как бы странно это ни звучало, если человек случайно узнает, что весь прошедший месяц звонившим ему людям приходилось слушать какую-то мелодию, за который он еще и заплатил около 80 рублей, в возбуждении уголовного дела по данному факту будет отказано. Сотовые операторы допускают некорректный с точки зрения абонентов маркетинг, но не нарушают действующее законодательство. Такие услуги, как, например, замена гудка или информирование абонента о том, что он стал доступен, активируются самим оператором и человек может быть не в курсе, что начал регулярно их оплачивать. Однако в подписанном им договоре о приобретении sim-карты информация о подключении услуг была прописана, просто очень мелким или неконтрастным шрифтом.  Также, например, абоненту может быть подключена услуга, которая первую неделю или две будет предоставляться бесплатно, а потом станет платной. Если человек не хочет продолжать пользование услугой, ему необходимо ее отключить. Причем оператор не обязан оповещать об этих правилах абонента смс-сообщением или звонком.  Согласно действующему законодательству ему достаточно разместить информацию на собственном сайте.

- Контент-провайдеры не подписывают абонентов на услуги, о которых пользователи не  осведомлены?

Обычно подписывает мобильный оператор. К контент-провайдерам применяются правила регулирования, разработанные сотовым оператором. Они не позволяют компаниям самостоятельно подписывать абонентов на услуги, иначе контент-провайдера просто отключат. Впрочем, все же бывает, что контент-провайдеры оказываются киберпреступниками, однако такие случаи - скорее исключение.

- Получается, более 700 тысяч абонентов пострадали от законной деятельности сотовых операторов?

- Не совсем так. От неполного информирования пользователей сотовыми операторами пострадали около 80% абонентов. Остальные 20%, то есть около 100 тысяч человек, пострадали от киберпреступников, которые действуют незаконно. Они создают вредоносные программы, позволяющие списывать деньги со счетов абонентов. Действия этих мошенников попадают под статьи уголовного кодекса – 159 (мошенничество), 272 (неправомерный доступ к компьютерной информации) или 273 (создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ) . Максимальный срок лишения свободы по этим статьям – до десяти лет.

- Сможет ли принятие закона о разделение счета абонентов на два лимита сократить или вовсе решить проблему незаконного списания денежных средств?

- Принятие закона о разделении счета на два лимита, связи и контент-услуг, защитит 75% абонентов, которые не пользуются дополнительными услугами. Для них проблема списания денежных средств будет полностью решена. В эту категорию, кстати, попадают пенсионеры, для которых списываемые деньги являются весьма значительной суммой.  Однако 25% абонентов являются активными пользователями развлекательных и интерактивных услуг, которым нравится получать гороскопы, диеты, ставить мелодию вместо гудка, играть в он-лайн игры или знакомиться через смс-сообщения. Их по-прежнему смогут вводить в заблуждение относительно содержания и стоимости дополнительных услуг.

- Разделение счета на два лимита будет удобным для пользователей? Как они смогут пополнять баланс?

Для абонентов, которые использовали телефон только для звонков, отправки смс-сообщений и выхода в интернет система оплаты счета не поменяется. Они как пользовались основным счетом, так и продолжат. Тем пользователям, которые заинтересованы в дополнительных услугах, новый закон тоже не добавит проблем. Просто в момент пополнения баланса им нужно будет сказать, какую сумму они хотят положить на второй счет.

- Во сколько сотовым оператором обойдется реализация проекта по разделению счета?

- Модернизация имеющейся системы оплаты телефонных счетов потребует несколько десятков миллионов рублей. Это совершенно небольшая сумма, учитывая уровень доходов сотовых операторов. За счет продажи дополнительных услуг они зарабатывают около 5 миллиардов рублей в месяц! Правда, если закон будет принят, на некорректный маркетинг будут попадаться значительно меньшее количество человек. В этом случае мобильные операторы потеряют около 80% прибыли от продажи дополнительных интерактивных услуг.

- Как защитить абонентов, пользующихся дополнительными услугами, от подключения сервисов без их ведома?

- В конце прошлого года ФАС предложил дополнительно информировать абонентов о стоимости интерактивных услуг. Это был бы очень эффективный метод, который позволил  практически полностью исключить возможность наличия у абонента услуги, о которой он не осведомлен. При заказе какого-то изображения или текста абонент должен был бы дополнительно подтвердить заказ с суммой списания. Абоненту должно было бы придти смс-сообщение с вопросом, согласен ли он заплатить определенную сумму за услугу. И только после отправки ответного сообщения абонент получит доступ к сервису. По такой же схеме сейчас москвичи оплачивают парковку в центре города.

- Планируется ли разработать законопроект, который позволил бы привлекать к ответственности мобильных операторов или контент-провайдеров за нарушение правил информирования абонентов?

Сейчас в  экспертном сообществе активно обсуждается вопрос создания документа, содержащего в себе всю терминологию и правила взаимоотношений  на рынке интерактивных услуг. Чтобы привлекать к ответственности сотовых операторов или контент-провайдеров,  необходимо на законодательном уровне четко прописать всю терминологию рынка, определения всех его участников, операторов, пользователей, правила их взаимодействия и ответственность за нарушения этих правил. На данный момент определения не прописаны, и с законодательной точки зрения таких компаний, как контент-провайдер, в принципе не существует.

- Кто отвечает за  качество предоставляемых абонентам услуг? Если, например, из-за заказанной пользователем диеты у него появились проблемы со здоровьем – кто-нибудь будет нести ответственность?

К сожалению, в настоящее время люди никак не защищены от услуг низкого качества - неэффективных диет, плохих советов психологов или скучных рассказов. Пользователь может заплатить за услугу СМС-знакоств, а переписываться не с будущей подругой, а с сотрудником компании-поставщика услуги. Сервисы разрабатывают контент-провайдеры,  однако, как я уже говорил, их роль на рынке законодательно не определена и никакой ответственности за низкое качество содержания сообщений они не несут. Мобильных операторов тоже нельзя привлечь к ответственности, так как они лишь предоставляют доступ к услуге. Это значит, что абонент платит деньги лишь за возможность получить текст, картинку, какую-то игру. За содержание же никто не отвечает.

- Как планируется решать проблему предоставления некачественных услуг?

- Так же, как и проблему списания средств – прописать все определения на законодательном уровне. Тогда можно было бы ввести для контент-провайдеров требования по лицензированию их деятельности. Компании получали бы лицензии в Минсвязи, а если бы нарушали установленные требования, в отношении них Роскомнадзором и Федеральной антимонопольной службой применялись бы санкции. Например, лишали бы или приостанавливали бы действие лицензии.

- Много ли жалоб поступает сотовым операторам от пользователей интерактивных или развлекательных услуг?

- Еженедельно мобильным оператором поступает более 100 тысяч обращений от абонентов. Но это не только жалобы. Пользователь может обратиться к оператору и потому что у него заказанная картинка медленно грузится. Стоит отметить, что около 30% от общей суммы обращений приходится на абонентский «фрод». Пользователи заказывают услуги, а потом сообщают, что не подписывались на них и требуют вернуть потраченные средства.

Редактор раздела: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Регулирование, Безопасность

Ключевые слова: новости мобильной связи, сотовые операторы, мобильные операторы, операторы мобильной связи, мобильное мошенничество, мошенничество, телефонные мошенничества

наверх
 
 
     
Оставить комментарий
Имя:
E-mail:
Комментарий (не более 2000 знаков):



     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

20.07.2017 «Билайн» намерен заработать на бесплатном безлимите

17.07.2017 «ВКонтакте» доставляет. Мобильно и безлимитно

06.07.2017 Не уронить велосипед

04.07.2017 Скажи мне, что ты смотришь

03.07.2017 Богатые тоже плачут. От технологий

03.07.2017 Бизнес на новых территориях. Планирует «МегаФон»

28.06.2017 Десять лет компетенций

27.06.2017 IoT под угрозой

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода