rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Бизнес через "трубку"

Российские сотовые операторы один за другим предлагают для корпоративных абонентов услуги, основанные на передаче данных. Нельзя сказать, что в ближайшее время они будут пользоваться массовым спросом, однако свою нишу сбыта найти смогут. Последнее во многом будет зависеть от активности самих сотовых компаний.

Еще некоторое время назад никто не мог всерьез подумать о том, что интернетом можно будет постоянно пользоваться с помощью мобильного телефона. Однако, в течение 2002-2003 года все операторы сотовой связи "большой тройки" - "МегаФон", "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн GSM") запустили на своих сетях в крупных городах (в основном, это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород) технологию GPRS - специальную надстройку над обычной сетью мобильной связи, которая позволяет увеличить пропускную способность по передаче данных в несколько раз (теоретический максимум - 171,2 кбит/с). Потребители стали потихоньку осваивать услуги, которые позволяет предоставлять GPRS. Помимо доступа в Интернет, GPRS дает возможность работать еще с двумя технологиями - WAP (протокол беспроводного доступа) - просмотр WAP-сайтов на экране мобильного телефона, и MMS (Multimedia Messaging Service) - обмен мультимедийными сообщениями со звуком и графикой.

Появились и специальные предложения, предусматривающие особые условия для передачи данных. Так, Северо-Западный филиал "МегаФона" впервые в истории сотовой связи в России ввел тарифы, которые предназначены только для передачи данных. В июле прошлого года для корпоративных клиентов компании был запущен план "Телеметрия", не предусматривающий оказания голосового сервиса и включающий полный набор телематических услуг, существующих в стандарте GSM (GPRS, SMS). В декабре подобный тариф "Онлайн.ru" - был предложен и массовым пользователям.

Есть такое предложение

Вскоре последовали и специальные сервисы, ориентированные на корпоративных клиентов. Все они базируются на организации VPN (виртуальной частной сети) в GPRS-сети оператора, на базе которой можно предложить такие услуги как удаленную передачу данных и удаленный доступ к корпоративной сети. При этом, доступ к этим услугам может осуществляться через WAP-интерфейс с мобильной трубки, а также через карманный компьютер (PDA) или ноутбук. В последнем случае наличие сотового телефона необязательно, можно воспользоваться недорогими GPRS-модемами.

Из GSM-операторов первым корпоративный сегмент стал осваивать московский офис "Би Лайн GSM", который запустил услугу под названием GPRS Corporate Access год назад. Для продвижения сервиса сотовая компания заключила альянс с одним из крупнейших операторов фиксированной связи в России "Эквант". Стоимость услуги по организации передачи данных у "Би Лайн GSM" составляет $20 в месяц плюс цена одного переданного мегабайта ( $0,40). По словам специалиста по связям с общественностью московского офиса "Би Лайн GSM" Артема Минаева, среди пользователей - банк "Возрождение", который через GPRS-сеть подключил 50 банкоматов в Московской области; компания "Лотэко"- все игровые автоматы и терминалы (их более 150) в Москве этой фирмы работают через GPRS Corporate Access. По словам Артема Минаева, еще ряд крупных транснациональных компаний заинтересовался данной услугой. В планах у "Би Лайн GSM" стоит запуск GPRS Corporate Access в тех регионах, где есть представительства сотового оператора и "Эквант", в частности, называется Санкт-Петербург.

Вскоре к "Би Лайн GSM" присоединился "МегаФон-Москва". Услуга "Выделенный доступ через GPRS" была запущена осенью прошлого года, а до этого в течение года находилась в тестовой эксплуатации. Как рассказал руководитель отдела корпоративных продаж компании "МегаФон-Москва" Евгений Пикерсгиль, основными ее пользователями на данный момент являются несколько банков банков и  ряд других  крупных корпоративных клиентов. "Кроме того, мы ведем еще ряд проектов, которые на данный момент находятся в стадии разработки", - говорит он. Стоимость услуги "Выделенный доступ через GPRS" такова: подключение обойдется в $25, ежемесячная абонентная плата равняется тоже $25. При этом, переданный трафик не тарифицируется.

В декабре прошлого года этот ряд пополнил Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон", который предложил услугу "GPRS Корпоративная Сеть". Как говорит директор по новым технологиям Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Денис Ночевнов, уникальность услуги на российском рынке в том, что в целях обеспечения безопасности для каждого корпоративного клиента "МегаФон" создает отдельную выделенную GPRS-сеть. "Безопасность - главное преимущество нашей услуги, которое отличает ее от предложений конкурентов. Предлагаемая нами корпоративная сеть в принципе исключает возможность доступа в нее посторонних лиц. Это реальная потребность крупных компаний, на которых ориентировано наше предложение. Все другие операторы, продвигающие услуги по созданию беспроводных корпоративных сетей, используют публичные сети или услуги посредников", - подчеркивает он. Столь высокие требования отразились и на стоимости услуги.

Стоимость подключения одного клиента в рамках услуги "GPRS корпоративная сеть" составляет $1500 (это включает установку специального оборудования в корпоративной сети заказчика), а месячная абонентская плата - $30. Трафик тоже оплачивается, 1 Мбайт переданной информации в дневное время обойдется в $0,30, в ночное - $0,20.

На этапе тестовой эксплуатации услугой заинтересовались пять компаний. В частности, Балтийский банк и Neste. Балтийский банк использует эту технологию для подключения банкоматов и систем продаж по пластиковым картам в тех местах, где есть трудности с кабельным подключением. А Neste применяет ее для специальных программ на своих АЗС. Кроме того, "МегаФон" позиционирует новое предложение не только для решения технологических проблем, но и для сотрудников, работа которых требует частых деловых поездок. Для того чтобы заказчик мог воспользоваться услугой, оператор выдает ему SIM-карты, дающие доступ в закрытую сеть, и устанавливает специальное оборудование в корпоративной сети клиента.

В обозримом будущем предложения по передачи данных для корпоративного рынка будут сформированы у МТС. Интересно, что, по словам начальника службы по связям с общественностью "Мобильных ТелеСистем" Павла Нефедова, компания изначально отталкивалась от необходимости разработки услуги для организации мобильного доступа в корпоративные сети. Сейчас тестовая эксплуатация услуги под кодовым названием APN Access Point ведется в Москве и Петербурге с участием ряда потенциальных заказчиков. По словам Павла Нефедова, компания будет готова объявить о начале коммерческой эксплуатации этого сервиса течение ближайшего месяца.

Особый случай

Рынок передачи данных через сети мобильной связи активизировался с появлением в России нового стандарта мобильной связи CDMA-450, в котором изначально заложена возможность высокоскоростной передачи данных. Первая сеть такого типа была запущена в декабре 2002 года в Санкт-Петербурге. Она принадлежит компании "Дельта Телеком". Изначально сотовый оператор включал услуги передачи данных как дополнение к существующим базовым тарифам. Однако летом прошлого года компания предложила специальную услугу - "Мобильный офис "СкайЛинк", которая была разработана совместно с рядом фирм-системных интеграторов Санкт-Петербурга, в частности, "АстроСофт". Для того, чтобы воспользоваться этой услугой потребуются компьютер (ноутбук, карманный компьютер) и мобильный телефон "СкайЛинк". Для того чтобы воспользоваться этой услугой, нужно настроить компьютер, а также внутреннюю сеть фирмы - чтобы обеспечить к ней доступ. По словам директора по маркетингу "Дельты Телеком" Дмитрия Александрова, обычно таким вариантом пользуются частнопрактикующие юристы, адвокаты, индивидуальные предприниматели, чья корпоративная сеть состоит из трех-пяти компьютеров. Кроме того, компании, где принят специализированный документооборот, например, экспедиторские или торговые, с разветвленной сетью агентов, которым требуется мобильный доступ к базам данных в режиме реального времени, могут заказать отдельное, более комплексное решение у системного интегратора. Таких клиентов у "СкайЛинка" уже около 30, среди них - топливная компания "Балт-Трейд", сеть гипермаркетов "О'КЕЙ", петербургское представительство "Скания", фирма "Меди" и др.

Осенью прошлого года сеть "СкайЛинк"  была запущена в Москве, здесь она принадлежит компании "Московская сотовая связь" (МСС). Как отмечает руководитель сектора услуг МСС Алексей Шаповалов, с  первого дня работы сотовая сеть "СкайЛинка" в Московском регионе, компания предложила бизнес-пользователям услугу "VPN-ДОСТУП", обеспечивающую мобильный удаленный доступ с высокой степенью защиты в корпоративную сеть. Сейчас оператор ведет переговоры с рядом банков, государственных учреждений, торгово-закупочных компаний. Кроме того, в настоящий момент, совместно с одним из системных интеграторов, тестируется решение для компаний, работающих в сегменте FMCG (Fast Moving Consumer Goods - продукты и услуги повседневного спроса).

Абонентская плата при пользовании услугой "VPN-ДОСТУП" составляет $30/мес (при этом в нее включается 100 Мбайт).Стоимость 1 Мбайт сверх абонентской платы обойдется в $0,30.

Как рассказал ведущий специалист по рекламе и связям с общественностью ОАО "Московская сотовая связь" Александр Маношкин, на сегодняшний день около 5 клиентов компании подписались на услугу "VPN-ДОСТУП", еще столько же планируют реализовать данную услугу в рамках собственных корпоративных сетей. Кроме того, интерес к корпоративному предложению столичного оператора проявили интерес более 150 фирм и рассматривают сейчас возможность подписки на соответствующие услуги.

Что дальше

Как видно из приведенных примеров, уже определился круг корпоративных клиентов, которые заинтересованы в мобильной передаче данных. В первую очередь, это компании, которым необходима организация передачи данных в местах, удаленных от развитой телекоммуникационной инфраструктуры, куда доставка данных обычными способами (медь, оптоволокно) обойдется слишком дорого. Таким образом, этим в основном активно интересуются банки, которым надо подключать банкоматы, а также владельцы сетей POS-терминалов, например, владельцы АЗС.

Как говорят представители сотовых компаний, еще круг клиентов - это фирмы, которым необходим сбор телеметрический данных (Machine-To-Machine, M2M). В частности, "МегаФон-Москва" ведет переговоры с одной из энергетических компаний. Пока этот рынок находится в зачаточном состоянии. Как показывает практика, зачастую эти услуги находят больший отклик в сердцах частных абонентов, которые интересуются новыми технологиями, нежели в кабинетах крупных корпораций, которые, как известно, не всегда восприимчивы к новым технологиям.

Кроме того, как считает аналитик Advanced Comunications&Media Consulting Антон Погребинский, многое зависит и от качества предоставляемых услуг. "Нельзя сказать, чтобы оно было сейчас на высоте. Только после достижения определенной планки в области качества можно ожидать бурного роста спроса на эти технологии, и то он может занять несколько лет. Много будет зависеть и от активности самих операторов по продвижению этих услуг", - говорит он.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода