Основные цифры и факты
- В феврале 2017 года в Северо-Западном федеральном округе более 3,3 миллиона человек совершали покупки онлайн — это 89% пользователей интернета старше 18 лет в округе.
- Жители Северо-Западного федерального округа всё чаще заходят на сайты магазинов с мобильных устройств. За год число посещений с мобильных выросло в регионе на 23%. Самый заметный рост был в Вологде — на 36%.
- С марта 2016 года по март 2017 года интерес пользователей больше всего вырос к товарам категорий «Дом и дача», «Красота и здоровье», а также товарам для животных.
- В Северо-Западном федеральном округе китайские магазины популярны, но лидируют пока отечественные. В российских магазинах пользователи предпочитают покупать компьютеры, косметику, товары для здоровья, автозапчасти, товары для дома и сада, а также товары для животных, а в китайских — одежду, электронику и детские товары.
- Самым популярным способом доставки товаров из российских интернет-магазинов в Северо-Западном федеральном округе является самовывоз.
- Оплачивать заказы жители округа предпочитают наличными. Оплата товаров банковской картой при оформлении заказа в округе менее популярна, чем в среднем по России. Но в ряде городов такой способ оплаты лидирует.
По данным Mediascope Web Index, в феврале 2017 года в Северо-Западном округе более 3,3 миллиона человек совершали покупки онлайн. Это 89% пользователей интернета в регионе и 52% его населения старше 18 лет. Доля онлайн-покупателей в регионе больше, чем в среднем по стране (88%). В России этот показатель выше только в Центральном округе.
В Северо-Западном округе основная часть онлайн-покупателей в возрасте от 35 до 44 лет. В других регионах России в интернете больше покупают люди 25–34 лет.
Доля онлайн-покупателей от пользователей интернета в федеральных округах России
По данным Mediascope Web Index, февраль 2017. Пользователи от 18 до 64 лет, без учёта мобильной аудитории
Активность онлайн-покупателей
По данным Яндекс.Метрики, в Северо-Западном федеральном округе средняя посещаемость интернет-магазинов в марте 2017 года по сравнению с мартом 2016 почти не изменилась: рост составил чуть больше 1%. Заметнее всего посещаемость выросла в Архангельске — на 15%.
Изменение посещаемости интернет-магазинов
Март 2016 года в сравнении с мартом 2017
По данным Яндекс.Метрики
Аудитория Яндекс.Маркета в Северо-Западном федеральном округе выросла. Количество переходов с Яндекс.Маркета на страницы интернет-магазинов увеличилось с марта 2016 по март 2017 года на 18%. За этот период сильно выросло число переходов в Санкт-Петербурге — на 21%.
Количество посещений сайтов растёт в первую очередь за счёт мобильного трафика — люди заходят в интернет-магазины с мобильных устройств всё чаще. В Северо-Западном федеральном округе за год число посещений с мобильных выросло на 23%. Наибольший рост был в Вологде — на 36%.
С компьютеров на сайты магазинов заходят реже. За год в целом по округу количество таких посещений снизилось на 9%.
Мурманск стал единственным городом, где число переходов в интернет-магазины сократилось со всех устройств. Жители города заходили на сайты меньше и с компьютеров, и с мобильных.
Изменение посещаемости магазинов с разных устройств
Март 2016 года в сравнении с мартом 2017
По данным Яндекс.Метрики
Мобильные устройства стали основным источником роста количества переходов с Яндекс.Маркета на сайты магазинов. За год число мобильных переходов с Маркета выросло на Северо-Западе на 62%. Лидером роста стала Вологда, где мобильный трафик с Яндекс.Маркета увеличился на 70%.
Жители Северо-Западного федерального округа используют мобильные устройства в первую очередь для поиска товара и изучения информации и о нём. Оформлять заказы пользователи по-прежнему предпочитают на компьютере.
Как покупатели оформляли последний заказ в российском интернет-магазине
Доля от всех интернет-покупателей
По данным GfK Rus и Яндекс.Маркета, февраль 2017
Спрос на товары
В марте 2017 года жители Северо-Западного федерального округа больше всего интересовались на Яндекс.Маркете товарами для дома и дачи, а также электроникой. Со страниц товаров в этих категориях они чаще переходили на сайты магазинов.
Интерес к товарам разных категорий на Маркете
Доля переходов из категорий товаров на сайты магазинов от всех переходов с Яндекс.Маркета
По данным Яндекс.Маркета, март 2017
С марта 2016 по март 2017 года заметнее всего вырос интерес к товарам категорий «Дом и дача», «Красота и здоровье», а также товарам для животных. Доля переходов на сайты из этих категорий увеличилась на 29%, 44% и 47% соответственно.
Изменение доли переходов с Маркета на сайты магазинов в популярных категориях
Март 2016 года в сравнении с мартом 2017
По данным Яндекс.Маркета
Выбор магазина
По данным опроса GfK Rus и Яндекс.Маркета, россияне всё чаще делают покупки в китайских интернет-магазинах. В Северо-Западном федеральном округе китайские магазины популярны, но лидируют пока отечественные. В российских магазинах пользователи предпочитают покупать компьютеры, косметику, товары для здоровья, автозапчасти, товары для дома и сада, а также товары для животных, а в китайских — одежду, электронику и детские товары.
Опрос показал, что чаще всего покупатели из Северо-Западного федерального округа выбирают зарубежные интернет-магазины из-за более выгодных цен. Кроме того, людей привлекает ассортимент — по словам респондентов, в иностранных магазинах можно найти уникальные товары, которых нет у российских продавцов.
Почему покупатели выбирали зарубежные интернет-магазины
Доля от всех, кто делал покупки в интернет-магазинах
По данным Яндекс.Маркета и GfK Rus, февраль 2017
Почему покупатели оформляли заказы в российских интернет-магазинах
Доля от всех, кто делал покупки в российских интернет-магазинах
По данным Яндекс.Маркета и GfK Rus, февраль 2017
Доставка и оплата
Жители Северо-Западного федерального округа предпочитают забирать заказы сами — из точек продаж или пунктов выдачи. За год самовывозом хотя бы раз воспользовались 71% покупателей.
В Санкт-Петербурге популярна курьерская доставка — её выбирали 56% покупателей. В Архангельске и Калининграде лидирует доставка в отделения Почты России — более 75% онлайн-покупателей в этих городах пользовались таким способом доставки.
Популярность разных способов доставки товара из российских интернет-магазинов
Доля покупателей, которые хотя бы раз за год воспользовались этими способами доставки
По данным Яндекс.Маркета и GfK Rus, февраль 2017
Оплачивать заказы жители Северо-западного округа предпочитают наличными. Хотя бы раз за год так платили 43% покупателей. В среднем по России оплата наличными популярнее — её выбирали 68% онлайн-покупателей.
Оплата банковской картой при оформлении заказа в регионе гораздо менее популярна, чем в среднем по России. Такой способ оплаты выбирали всего 28% участников опроса Яндекс.Маркета и GfK Rus, в то время как в среднем по России оплачивали товары картой 53% пользователей.
В отдельных городах региона доля тех, кто платит картой, наоборот, заметно превышает средние по России показатели. В Архангельске и Калининграде оплату картой хотя бы раз за год выбирали 68% опрошенных, а в Санкт-Петербурге — 57%.
Популярность разных способов оплаты товаров в российских интернет-магазинах
Доля покупателей, которые хотя бы раз за год воспользовались этими способами оплаты товаров
По данным Яндекс.Маркета и GfK Rus, февраль 2017
Редактор раздела: Тимофей Белосельцев (info@mskit.ru)
Рубрики: Интернет, Финансы, Web