Рынок систем управления эффективностью: число новых проектов снизилось, востребованность отечественных решений растет

TAdviser, Москва, 14 сентября 2016 года - Отечественный рынок информационных систем класса Corporate Performance Management (CPM) переживает не лучшие времена. По итогам 2015 г. отмечается отрицательная динамика как в денежном выражении, так и в количественном, при этом заказчики становятся более требовательными к исполнителю.

Что такое CPM система

CPM — система управления эффективностью предприятия. Она объединяет все процессы, методологии и метрики, необходимые для измерения показателей деятельности организации и управления этими показателями. Также можно встретить такие синонимы, как Enterprise Performance Management (EPM), Strategic Enterprise Management (SEM) и Business Performance Management (BPM).

CPM

Оценка российского рынка CPM по итогам 2015 года

На российском рынке CPM в 2015 году прослеживалась отрицательная динамика. Количество новых проектов сокращалось, особенно чувствительный удар получили иностранные вендоры CPM, доля которых за последний год существенно снизилась, отмечают опрошенные TAdviser эксперты.

В банковском сегменте, который последние три года остается отраслевым лидером потребления СРМ-систем, в 2015 году спрос впервые опустился ниже уровня кризисных 2008−2009 годов.

Ряд экспертов отмечает, что 2015 год стал годом борьбы за эффективность проектов внедрения CPM-систем. В частности, заказчики, которые запустили проекты внедрения таких систем в 2015 году, стали ещё более требовательны к исполнителям.

Директор направления CPM компании AT Consulting Юлия Захарова отмечает, что в начале 2015 года был серьезный спад по всем направлениям, включая CPM. Начиная же с середины года ситуация выровнялась, но в целом рынок существенно ниже 2014 года.

В целом же, по мнению специалистов, отечественный рынок CPM близок к насыщению.

«Есть ощущение насыщенности рынка CPM-решениями в их классическом варианте на крупных предприятиях. Внедрений с нуля, по моим оценкам, в крупном корпоративном сегменте сейчас нет и в ближайшее время не будет. Но когда меняются условия ведения бизнеса и появляются новые задачи по развитию компании – приходится регулярно «доавтоматизировать» планирование и управленческий учет, внедрять новую функциональность, перенастраивать CPM-систему, развивать ее. Рынок движется в сторону среднего и малого бизнеса», - полагает Юлия Захарова.

Выручка участников российского рынка CPM

Выручка участников российского рынка CPM

Главные тренды российского рынка CPM

С целью узнать какие тенденции наиболее заметны и перспективны для отечественного рынка CPM-систем, TAdviser опросил ряд российских компаний. В числе главных трендов участники рынка называли гибкость решений, поддержку облачных технологий и мобильность, интеграцию CPM со смежными бизнес-процессами, расширение функционала систем и состава потребителей, доступность эксплуатации, использование открытого софта и т.д.

В группе компании «Инталев» полагают, что предназначенные для контроля, полноты и достоверности информации традиционные финансовые приложения трансформируются в решения, направленные на управление макро-целями компаний. По мнению Елены Поляковой, генерального директора «Инталев», функционал CPM-систем будет неминуемо расширяться, включив разработку методологии и автоматизацию всех этапов целевого управления: Цели-Мероприятия-Персонал-Бюджеты. Также немаловажной областью развития рынка, по её словам, станет создание возможности полноценной работы с данными на мобильных устройствах и поддержка облачных технологий.

Юлия Захарова из AT Consulting, замечает тенденцию к импортозамещению. «Российские CPM-продукты в минувшие два-три года развиваются достаточно бурно, так что многие заказчики предпочитает работать именно с отечественными разработками. Характерно, что наше ПО получает распространение и в СМБ, и в крупном корпоративном сегменте. Причина не только в государственной политике импортозамещения, но и в том, что ряд российских разработок уже достаточно зрелые и обладают всем набором необходимой функциональности. Именно это является ключевым фактором того, что уже сейчас на их базе успешно решаются сложные и объемные задачи в различных секторах экономики. Кроме того, российские разработки дешевле аналогичных по классу западных продуктов, что немаловажно. Специалистов для поддержки и развития отечественной CPM-системы найти проще, что также уменьшает стоимость владения системой», - говорит Захарова.

В финансовом секторе эксперты выделяют 4 доминирующих направления развития СРМ:  расширение состава потребителей CPM-систем, самообслуживание в аналитике, простота и доступность эксплуатации, а также компонентный подход и использование открытого софта.

Изменение потребностей заказчиков CPM-систем

В сложных экономических условиях ИТ-бюджеты многих компаний сокращаются, однако, прежние задачи остаются, поэтому заказчики теперь часто требуют лучшего за меньшие деньги и фокусируются на приоритетах, одним из которых является повышение эффективности.

По мнению Елены Поляковой, сейчас в первую очередь заказчиков интересуют методики и системы, функционал которых позволяет повысить внутреннюю (операционную) эффективность, и при снижении объёмов продаж удерживать норму рентабельности.

Юлия Захарова считает, что потребности заказчика изменились в части осознания важности методологии, в желании получения быстрых результатов и в требованиях к расширенному функционалу.

Некоторые эксперты отмечают, что фокус внимания потребителей СРМ вынужденно смещается с операционного уровня управления на тактический, от ситуативного анализа и соответствия нормам регулятора к планированию и измерению маржинальности бизнеса, поиску резервов прибыльности, укреплению финансовых «тылов».

При этом заказчики в текущих условиях часто требуют лучшего за меньшие деньги. Это касается не только фазы внедрения, но и всего жизненного цикла системы. Конкуренция среди интеграторов и платформ заставляет искать и находить возможности удовлетворить такие запросы. 

Основные драйверы и барьеры рынка CPM

Российский рынок CPM характеризуется высокой конкуренцией, которая стимулирует рост качества продуктов и услуг с одной стороны и приводит к снижению их стоимости - с другой. В таких условиях, по словам экспертов рынка, выживает сильнейший, чей бизнес организован более эффективно, издержки ниже, а продуктовые инновации уникальны и позволяют результативно бороться и побеждать. Другими словами, ситуация стимулирует качественное развитие предложения на рынке СРМ, что является безусловным плюсом.

Основным драйвером рынка CPM эксперты называют новые экономические условия, в которых оказалась российская экономика. В этот период нужно внимательнее считать деньги, делать это чаще и точнее, полагают участники рынка.

В банковском сегменте рынка CPM в условиях турбулентной экономики основным драйвером развития остаётся борьба за клиента и источники прибыльности.

Что касается барьеров, то здесь участники рынка отмечают такие факторы, как неопределенность в экономической политике, возможности отечественных CPM-систем, а также сокращение ИТ-бюджетов.

Кроме того, иногда компании недооценивают важность контроля эффективности деятельности на базе современных программных продуктов с широкими возможностями. Поэтому CPM-системы зачастую не относят к разряду критически важных для бизнеса ИТ-решений.

«Компании порой сконцентрированы на автоматизации текущей деятельности и не заглядывают в завтрашний день. Считается, что финансистам достаточно возможностей Excel. Но ведь на самом деле организация может автоматизировать свои бизнес-процессы сколько угодно, но если при этом у руководства нет детального понимания, насколько эффективно работает компания, на отдельных направлениях бизнеса высока вероятность ошибочных инвестиций», - замечает Юлия Захарова из AT Consulting.

Отраслевая специфика проектов CPM

Исторически наиболее активны в освоении CPM-технологий были финансовый сектор и, более конкретно, российские банки. Однако, со временем технологии управления эффективностью стали пользоваться высоким спросом также в торговле и госсекторе, растёт внимание к CPM и в других отраслях (подробнее).

CPM

 

Самые популярные CPM-системы

Согласно данным базы проектов TAdviser, по количеству внедрений среди всех CPM-систем, представленных на российском рынке, лидирует решение «Инталев: Корпоративный менеджмент» (подробнее).

Самые популярные CPM-системы

Если брать в рассмотрение все решения класса CPM, приходящиеся на конкретного вендора, то здесь позиции распределятся по другому, однако участниками Топ-5 останутся те же компании (подробнее).

Редактор раздела: Тимофей Белосельцев (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, ПО

наверх
 
 
     
Оставить комментарий
Имя:
E-mail:
Комментарий (не более 2000 знаков):



     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

16.10.2018 Цифровая трансформация: пора налить воду в бассейн

16.10.2018 На «ПРОФ-IT» показали отечественные интегрированные решения

15.10.2018 Россияне распробовали бесконтактные платежи

14.10.2018 Великий Новгород хочет стать цифровым регионом

09.10.2018 Информационная безопасность сбавит темы роста

04.10.2018 Цифровой опыт разочаровывает пользователей

03.10.2018 Microsoft обновляет Windows 10 и поднимает цену на Office 365

02.10.2018 Выдерни шнур: в Петербурге обсудили Multi-Cloud

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода