Для многих современных пользователей Интернета в России термины «электронная коммерция» и «интернет-торговля» зачастую звучат схоже, а то и смешиваются в единое понятие. Компания J’son & Partners Consulting приводит в своем отчете «Обзор российского рынка электронной коммерции: интернет-торговля в 2013 году» четкие определения этих терминов.
Электронная коммерция – сегмент экономики, охватывающий финансовые и торговые транзакции, проводимые с помощью компьютерных сетей, в том числе через Интернет. Электронная коммерция, как правило, включает в себя, по крайней мере, одну из следующих операций, осуществляемых дистанционно: оплату или заказ товаров и услуг с последующим их получением.
Посредством электронной коммерции приобретаются:
• услуги интернет-доступа, телефонии, платного телевидения, ЖКХ и другие;
• физические товары;
• нефизические товары (онлайн-игры, билеты и другие).
Интернет-торговля является одной из трех ключевых компонентов электронной коммерции, рассматриваемых в отчете. Кроме нее рассматриваются MLM (реализация товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов) и торговля через каталоги.
Интернет-торговля – процесс реализации физических и нефизических товаров посредством специализированных электронных площадок, предоставляющих дистанционное оформление заказа.
В 2013 году объем рынка электронной коммерции в России превысил два триллиона рублей. По отношению к прошлому году рынок электронной коммерции вырос на 23%. Более половины рынка электронной коммерции в 2013 году составляет сегмент услуг.
Объем сегмента физических товаров на рынке электронной коммерции превысил 850 млрд. рублей, 62% из этого сегмента приходятся на продажи через интернет-магазины, то есть на знакомую всем интернет-торговлю. В 2013 году через интернет-магазины Рунета было продано физических товаров на 537 млрд. рублей. Однако каталожная торговля и MLM составляют онлайн ритейлерам достойную конкуренцию, захватив 5% и 33% сегмента соответственно.
Как отмечает редактор блога «Нетологии» Александр Рай в материале «Исследование J'son & Partners: Ценные инсайды о российских онлайн-покупателях», (подготовленном на основании того же отчета), развитие интернет-торговли в России влечет за собой изменение потребительских привычек. Россияне привыкают покупать онлайн и начинают пользоваться мало популярными ранее способами оплаты и доставки заказов.
Совсем недавно, в 2012 году, банковскими картами покупки в Интернете оплачивали лишь 14% россиян. Теперь же только предоплату банковской картой совершает 16% россиян, а еще 17% предпочитает платить той же банковской картой при доставке. В совокупности уже 33 процента клиентов интернет-магазинов платят пластиком. Это отличный повод задуматься о надежном платежном сервисе для вашего сайта, не правда ли?
Еще интереснее выглядят перспективы интернет-эквайринга (сервис по приему банковских карт на сайтах предприятий электронной коммерции). По прогнозам специалистов J’son & Partners Consulting популярность банковских карт как способа оплаты заказов в e-commerce в ближайшие пять лет будет расти самыми высокими темпами (по сравнению с другими способами оплаты) – 36,2% ежегодно. На втором месте по динамике роста популярности оказываются электронные деньги с ростом на 24,2% в год.
Как можно заметить по представленной выше диаграмме, электронные кошельки уже заняли свою нишу рынка, которая колеблется в пределах 10% - и будут удерживать ее. Совсем иначе выглядит противостояние между наличными и банковскими картами: если в 2010 году оплаты картами составляли лишь 8% от общего оборота платежей в интернет-торговле, то уже в 2018 году их доля составит 47%, впервые обогнав оплату наличными, которая по прогнозам будет составлять в 2018 году лишь 45%.
Какие выводы стоит сделать, прочитав этот материал?
Стоит признать, что прием платежей по банковским картам и с электронных кошельков стал обязательным элементом функционала каждого интернет-магазина.
Если вы еще не принимаете платежи онлайн – сейчас самое время интегрировать на ваш сайт надежный и удобный платежный сервис.
Но даже если вы уже принимаете платежи онлайн – рано расслабляться. Воспользуйтесь советами экспертов платежного рынка по увеличению удобства платежного сервиса. Проведите самостоятельный аудит вашего платежного сервиса с помощью практического материала «Девять способов сделать процесс оплаты удобнее для пользователя».
С ростом доли безналичных платежей в обороте вашего интернет-магазина ставка комиссии при выборе платежного партнера уступает первое место высокому уровню конверсии платежей и максимальному удобству платежного сервиса для вашего клиента.
Автор: Мария Горячева