Относительно роли государства в создании привлекательного инвестиционного климата в России, некоторые из экспертов отмечают, что на сегодняшний день и Администрация Президента и Правительство прекрасно понимают, что инвестиционный климат нужно улучшать. На эту тему регулярно делается достаточно много заявлений.
«Я считаю, что отток капитала связан с инвестиционным климатом. Формирование инвестиционного климата это долгий и кропотливый процесс формирования среды. Созидательный процесс требует времени. Важно чтобы мы видели ежедневный прогресс и не только на словах, а в реальных делах и поступках. Государство должно быть регулятором, арбитром, защитником, в конце концов. Но государство никогда не будет эффективным предпринимателем. Да и не должно быть. Государство должно создать среду и нормальные правила игры. Государство должно и может способствовать созданию условий и льгот, может быть заказчиком (через тендеры). Но быть инвестором, в особенности такой быстроменяющейся индустрии как высокие технологии, государство быть не должно. Исключения могут быть, но только в со-инвестициях с частным сектором, при полностью прозрачном корпоративном управлении процессом и отстроенной понятной мотивацией управляющих фондами», - говорит председатель Национального Совета по развитию инвестиционного климата Юрий Войцеховский.
В ходе прошедшей конференции был также затронут вопрос относительно успешности проекта «Сколково». Некоторые из экспертов высказывают свои опасения относительно успешности этого проекта в силу его недостаточной прозрачности и понятности.
Другие же говорят об успешности проекта «Сколково» следующее: «В успешность одного конкретного «Сколково» для его основателей и операторов - верю без остатка. В успешность для страны - нет. Институт посткризисного мира совместно с весьма крупными и консервативными европейскими инвесторами попытался реализовать проект «Региональная модернизация» (в рабочем порядке мы его называли «Региональные сколково»). Идея была в том, чтобы перенести модель «Сколково» на региональный уровень, чтобы такой инновационный оазис вырос не только на подмосковных землях, но и хотя бы еще в 10-15 российских губерниях. Проект не пошел. Основных причин две: Робость, несамостоятельность и нежелание губернаторов и противодействие «большого Сколкова» - именно под него создавались многочисленные преференции (в том числе в таможенном режиме), и терять монопольное положение никто не хочет».
Говоря о том, что необходимо сделать для того, чтобы российский бизнес меньше средств выводил за рубеж и оставлял капитал в России, эксперты в числе прочего отмечают: «Бизнес должен чувствовать себя комфортно, предсказуемо, защищенно. Бизнес должен видеть и верить в перспективу. Это все вопросы касающиеся инвестклимата. Я считаю, что коррупция в этих вопросах играет решающую роль», - говорит Юрий Войцеховский.
Отмечая те факторы, которых в первую очередь опасаются иностранные инвесторы, эксперты говорят о непредсказуемости российского рынка, многие риски на котором трудно просчитать. Что касается вопроса о росте интереса иностранных инвесторов к российской отрасли ИТ, то в частности Юрий Войцеховский отмечает, что: «в областях касающихся наших «мозгов» - ответ да. Что касается создания высокотехнологичных производств - ответ нет».
В целом говоря о том, какие направления отрасли информационно-коммуникационных технологий могут быть в России наиболее интересны с точки зрения инвестиционной привлекательности, эксперты среди прочего отмечают следующее: «Мне кажется это касается разработки программного обеспечения, проектирование, изобретения и тому подобное. Более наукоемкие отрасли, а также отрасли, где у нас до сих пор преимущества (например, атомная энергетика)», - говорит Юрий Войцеховский.
Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)
Рубрики: Регулирование, Финансы