rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Путь к универсальности. «МегаФон» подводит итоги 2010 года

Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» в 2011 году должен в будущем стать универсальным оператором связи №1. Эта задача решается уже сейчас – в том числе за счет интеграции приобретенных ранее активов – «ПетерСтара» и «Метрокома». Таким образом, регион должен стать своеобразной тестовой площадкой для реализации аналогичной стратегии и в других регионах присутствия компании. Об этом, а также об итогах работы филиала и компании в целом представители оператора рассказали вчера, 10 марта 2011 года.

Петр Акульшин, первый заместитель директора Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон», отметил, что Северо-Запад находится в наиболее выигрышном положении благодаря тому, что именно здесь расположен такой актив, как «Петерстар», что дает возможность активно развивтьс по пути к универсальному оператору. На данный момент юридически «ПетерСтар» уже присоединен  «Мегафону» - процесс завершился в феврале 2011 года. Правда, переход под единый бренд завершится только к концу текущего года.

На данный момент, как рассказала Александра Макарова, коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон», маркетинг уже объединен, а сотрудники отделов продаж проходят обучения работе с новыми продуктами. В ближайшее время (уже в марте) произойдет и физическое объединение отделов, правда, предстоит еще изменить систему мотивации персонала. Также будет произведено некоторое деление по сегментам – операторский рынок, госудраственные структуры и так далее.

При этом кросс-продажи уже идут, а в середине марта будут представлены новые конвергентные предложения. Среди них - единая сеть (FMC VPN), позволяющая объединить офис и мобильных пользователей в единую корпоративную сеть и предоставить защищенный доступ с мобильных устройств в корпоративную VPN-сеть. Также в планах запуск сервиса FMC АТС (единая нумерация для стационарных и мобильных пользователей и льготная тарификация между ними) и предоставление перекрестных скидок.

Для массового рынка планируется предложить единый счет на мобильный и фиксированный доступ в Интернет, единый счет и единый тариф на вызовы внутри группы , а также полный комплекс услуг от одного поставщика с единым тарифом и счетом.

Что касается ресурсов объединенного актива, то на данный момент это более 10,5 млн клиентов физических лиц и более 74 тыс. корпоративных клиентов. Из них 2 тыс. корпоративных клиентов «пришли» с покупкой «Метрокома», 25 тыс. -  «наследство «ПетерСтара», а 47 тыс. – «МегаФона». В итоге на B2B-рынке доля по выручке объединенного оператора сейчас составляет 39 %.  

Если говорить про развитие сети оператора в регионе, то в Петербурге произведена полная замена оборудования опорной сети, что обеспечивает переход к использованию систем с распределенной коммутацией, возможности роста голосового трафика и поддержание высокого качества услуг связи. Таким образом, обеспечена технологическая готовность к коммерческому внедрению HSPA+. Как рассказал г-н Акульшин, на конец 2010 года интегрировано 15 тыс. км ВОЛС, а протяженность сети выросла в 5 раз.

Также из достижений оператора, связанных с развитием сети, на 2010 год пришлись обеспечение 3G-связи в тоннелях метро, партнерство с РЖД и обеспечение скорости передачи данных до 21 Мбит/с. При этом проект с РЖД по оснащению связью поездов «Сапсан» и «Аллегро», а также направления Москва-Сочи будет продолжен: объем инвестиций за 2011 составит 872 млн рублей. В тоннелях метро проект пока реализован на трех ветках, в текущем году планируется его завершение – связь появится и в тоннелях пока не охваченных 1-й и 2-й веток. В частности, в 2011 году будут установлены дополнительные 80 базовых станций 3G внутри тоннелей.

Сотовый бизнес в филиале также развивается довольно успешно. За год удалось увеличить на 0,5 % долю рынка, а число абонентов на тарифах для передачи данных выросло в 8 раз за 2 года. В 2010 году «МегаФон» подключил более 4 млн абонентов (рост на 16 % за год против 47 % прироста в 2009 году), а 12 % подключений в 2010 году составили продажи модемов для передачи данных. Динамика продаж модемов – 34 % в 2010 году против 501 % в 2009 году.

В 2010 году, как рассказала г-жа Макарова, 92 % трафика передачи данных – в сети 3G. Также в  2010 году наблюдалось снижение доли трафика на чужие сети, значительный рост доли трафика на сеть «МегаФон» и рост трафика всех видов, причем наиболее значительный – трафик передачи данных (34 % против 8 % годом ранее). Доля передачи данных в выручке за 2010 год в Петербурге составила 11 % (6 % в 2009 году), а в остальных регионах присутствия филиала – 22 % (12 % в 2009 году). Доля же голосовых услуг снижается: наиболее динамично – в регионах (с 77 % до 68 % за год).

На конец 2010 года количество 3G базовых станций в регионе достигло 3294, что на 62 % больше, чем на конец 2009 года. Базовых станций 2G на конец года насчитывалось 4338, что на 5 % больше результатов прошлого года. Соответственно растет и доля более высокоскоростных модемов в общих продажах. Так, если в 2009 году 99,8 % от продаж составляли модемы со скоростью до 3,6 Мбит/с (HuaweiE220, E1550, E160, E156), то в 2010 году их доля снизилась до 68,5 %. Доля же модемов HuaweiE1820 со скоростью 14,4 Мбит/с по итогам года достигла 3 %.

Доля рынка по выручке  регионе, принадлежащая Северо-Западному филиалу «МегаФона», за год увеличилась на 0,5 % и составила 38,2 % (первое место среди «большой тройки» - по данным J’son&Partners).

Что касается итогов работы оператора в федеральных масштабах, то Сергей Солдатенков, генеральный директор ОАО «МегаФон», отметил, 2010 год был еще посткризисным, при этом в компании считают итоги года выдающимися. Кай-Уве Мельхорн, заместитель генерального директора по финансово-экономическим вопросам ОАО «МегаФон», рассказал, что консолидированная выручка компании в 2010 году увеличилась по сравнению с прошлым годом на 18,5 % до 215,515 млрд рублей, показатель OIBDA в 2010 году вырос на 10,9 % и составил 97,774 млрд рублей, рентабельность OIBDA по итогам 2010 года составила 45,4 % по сравнению с 48,5 % в 2009 году. При этом чистая прибыль в 2010 году выросла на 8,6 % до 49,172 млрд рублей по сравнению с 2009 годом, доля дополнительных услуг в выручке мобильного сегмента в 2010 году составила 21,7 % по сравнению с 17,9 % в 2009 году, а число активных абонентов мобильной связи компании по состоянию на конец 2010 года увеличилось за год на 13,0 % и достигло 57,3 млн. «МегаФон» вышел из кризиса более сильным, чем был до него», - пояснил г-н Мельхорн.

«В конце прошлого года «МегаФон» впервые поднялся на второе место по выручке от мобильной связи в России и занял второе место и по численности абонентской базы - сегодня в нашей сети более 57 миллионов абонентов, - добавил г-н Солдатенков. - Выручка от мобильного сегмента компании в 2010 году увеличилась на 15 %, что связано с ростом числа абонентов и значительным увеличением потребления услуг мобильной передачи данных. По нашим оценкам, порядка 40 % всего трафика мобильного интернета в России приходится на компанию «МегаФон».

Одной из важнейших причин позитивных результатов года топ-менеджеры считают то, что еще в начале кризиса сделали ставку на развитие услуг передачи данных. Сергей Солдатенков привел в качестве подтверждения и данные аналитиков, согласно которым мобильный трафик передачи данных в мире к 2014 году составит 3 экзабайта, увеличившись в 16 раз с 2007 года. За последние два года трафик мобильной передачи данных в России вырос в 17 раз - с 5,8 Пбайт в 2008 году до 101 Пбайт в 2010 году. Трафик же передачи данных в сетях «МегаФон» демонстрирует еще более существенный рост: с 0,2 Пбайт в 2008 года до 6 Пбайт по итогам 2010 года – 24-кратный рост. Так что, как пояснил Валерий Ермаков, первый заместитель генерального директора по операционной деятельности, «МегаФон» превращается в оператора передачи данных.

Также, по данным аналитиков, растет и спрос на видеоконтент: если в 2009 году его доля в интернет-трафике составляла 30 %, то к 2014 году этот показатель достигнет 90 %, что означает трехкратный рост. Последняя тенденция уже сейчас прослеживается и в сети «МегаФон». Так, по данным, приведенным Ларисой Ткачук, заместителем генерального директора по коммерции, у видеопортала оператора более 500 тыс. клиентов, при этом за полгода видео-трафик вырос в 17 раз. Схожая ситуация и по другим услугам. Сервисом «Мультифон» пользуются 300 тыс. абонентов, а IP-2-IP-трафик вырос в 11 раз.

Такая стратегия потребовала от оператора существенных инвестиций в развитие сети. В 2010 году оператор построил более 16 тыс. базовых станций 2G/3G, что является рекордным количеством за всю историю существования компании. Это практически в два раза больше, чем годом ране, когда количество новых базовых станций составило 8,2 тыс. В итоге на сегодняшний день у компании насчитывается 20 тыс. базовых станций.

При этом 80 % базовых станций оператора поддерживают технологию HSPA+ c пиковой скоростью до 21 Мбит/c, а к концу 2011 года в компании планируют достичь скорости 42 Мбит/c. Особенно эти показатели важны для нестоличных регионов, где проникновение ШПД и скорости доступа пока оставляют желать лучшего – так что здесь у предложений «МегаФона» хорошие перспективы. «В России на территории, где проживает 65 % населения страны, доступны современные телекоммуникационные услуги третьего поколения от «МегаФон», - добавил г-н Ермков. - К концу 2011 года мы надеемся сделать доступными услуги на базе 3G 95 % населения страны».

В данную стратегию вписывается и приобретение магистрального оператора «Синтерра». Кроме того, оператор активно развивает ВОЛС. В 2010 году было проложено порядка 30 тыс. км дополнительных ВОЛС, что позволило присоединить Уральский и Сибирский филиалы к европейской части страны и обеспечить географическое резервирование основных магистралей в центральной части страны. В результате реализации протяженность магистральной сети превысила 110 тыс.км. На конец 2010 года емкость магистральной сети оператора достигла 500 Гбит/c, а в 2011 году планируется увеличить емкость до 1 Тбит/c.

Г-н Ермаков заметил, что «МегаФон» становится оператором передачи данных: доля голоса в общем объеме трафика за 10 лет снизилась с 100 % до 1 %. И в будущем эта тенденция сохранится. Правда, в отличие от некоторых других игроков рынка, которых пугает перспектива превращения в «трубу» для передачи данных, «МегаФон» смотрит в будущее с оптимизмом и надеется получить прибыль от такой ситуации. К примеру, оператор разворачивает на территории России сеть центров обработки данных – первый не так давно открыт в Самаре.

Лариса Ткачук рассказала о том, как развивалась розничная сеть компании. В частности, в течение 2010 года дополнительно открыто более 800 салонов сети «МегаФон-Ритейл», что в 4 раза больше, чем в прошлом году, и в настоящее время более 20 % продаж идут именно через этот канал. При этом ARPU абонентов, подключенных через собственную сеть, на 16 % больше, чем у пришедших по другим каналам.

По данным компании, 30 % продаж через «МегаФон-Ритейл» приходится на модемы, которых, между прочим, в 2010 году было продано в 3 раза больше, чем в 2009 году – 3 млн штук. При этом, как пояснила г-жа Ткачук, 60 % модемов используются стационарно.

Что касается прогнозов, то – несмотря на «запланированное» аналитиками 85-процентное проникновение ШПД к 2015 году – г-н Ермаков считает, что проникновение через 5 лет уже превысит 100 %, отсюда и инвестиции компании на развитие сети в 2011 году, которые будут все же чуть ниже, чем в 2010 году. Вырастет и средняя скорость доступа – к 2015 году она, вероятно, достигнет 2,5 Мбит/с. Соответственно изменится и структура рынка: к примеру, голос будет продолжать уходить в IP, а SMS-трафик сойдет не нет. При этом «расти» будут другие функции телефонов – MMS, игры, просмотр видео, загрузка тяжелого контента, облачные сервисы и т.д. Кроме того, если в 2010 году доходы от мобильного Интернета впервые превысили доходы от фиксированного Интернета, то, по словам г-н Солдатенкова, к 2013 году в России доходы мобильного Интернета почти в 2 раза превысят доходы фиксированного Интернета. Основным конкурентным преимуществом при этом станет бизнес-модель – «МегаФон», к примеру, уже выбрал путь универсального оператора.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: сотовая связь спб, сотовые операторы, финансы, мобильные операторы, операторы мобильной связи, МегаФон, МегаФон Северо-Запад, мегафон петербург, итоги

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода