rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Рунет в социальных сетях. Итоги развития web-рынка в 2010 году

Если по итогам 2009 года, по многим оценкам, рынок веб-сервисов и технологий оказался в полосе штиля, то 2010 год можно назвать прорывным практически сразу по всем направлениям: интернет-рекламы, социальным сетям, социальным медиа, новым технологиям и так далее. Сегодня с большой долей уверенности можно говорить, что ключевые события уходящего года (IPO Mail.Ru Group, партнерство «Яндекса» и «ВКонтакте», активизация Facebook в России, использование социальных медиа государством) будут определять развитие Рунета на ближайшие годы.

Объем рынка

По оценкам, озвученным в ходе «Недели Российского Интернета» (RIW-2010), в России ежемесячно пользуются 44 млн человек. Для сравнения, по данным ВЦИОМа, эта цифра составляет порядка 50 млн пользователей. Причем, 28,6 млн человек посещают Интернет ежедневно, 10,2 млн – хотя бы раз в неделю и 4,9 млн минимум раз в месяц. Более 17 млн человек из них проживают в малых городах и селах.

В то же время, проникновение Интернета более 50 % зафиксировано только в восьми субъектах РФ, в числе которых Москва, Петербург, Мурманская область, Ханты-Мансийский АО и некоторые районы Дальнего Востока. 

Объем рынка Рунета за 2010 году оценивается примерно в $10 млрд, включая рекламу, сервисы, исследования, электронную коммерцию, доступ к информации, а также онлайн-игры.

Наиболее активный рост в 2010 году ожидаемо показал сегмент интернет-рекламы. По оценкам Ассоциации Коммуникационных агентств России (АКАР), объем рекламы в российском сегменте Интернет к сентябрю составил порядка 18,5 млрд руб. Таким образом, рынок вырос на 37 % за три первых квартала текущего года, в сравнении с тем же периодом 2009 года. Объем медийной рекламы по данным на сентябрь составил 6,5 млрд рублей, а контекстной - до 12 млрд рублей.

Эксперты выделяют две ключевых тенденции рынка интернет-рекламы. Во-первых, сближение рекламных медиа, вплоть до использования единой платформы управления рекламными компаниями. Во-вторых, благодаря активному проникновению Интернета в российские регионы, существенно выросли базы операторов контекстной рекламы. При этом расходы на контекстную рекламу в Петербурге и Москве по-прежнему в среднем выше, чем по России.

IPO Mail.Ru Group

В ноябре 2010 года Mail.ru Group заключил первую сделку на Лондонской фондовой бирже, разместив 32,93 млн обыкновенных акций в форме глобальных депозитарных расписок (GDR), или 17 % от уставного капитала. Стоимость представленного пакета оценивается в $912 млн. После размещения капитализация Mail.ru составила $5,71 млрд, что сделало ее крупнейшей в Европе интернет-компанией, чьи акции обращаются на бирже.

В 2011 году большие надежды возлагаются на возможное IPO компании «Яндекс», отложенное в свое время из-за кризиса. «Инвесторы работали с новыми онлайн-проектами активнее, чем в 2009 году, но в 2011 году после успеха IPO Mail.Ru Group активность инвесторов еще возрастет», - считает аналитик ИХ «ФИНАМ» Татьяна Земцова.

Социальные сети face to face

Россия находится на пятом месте по количеству уникальных пользователей социальных сетей. Ожидается, что в 2011 году за эту аудиторию развернется напряженная борьба. Ключевыми игроками, очевидно, станут самая большая социальная сеть Facebook и крупнейшая российская социальная сеть «ВКонтакте».

Напомним, что в начале 2010 года Facebook представил русскоязычный интерфейс, ознаменовав тем самым наступление на российский рынок.

На сегодняшний день, по некоторым данным, день количество российских пользователей  Facebook составляет от 3 до 5 млн. чел. В сравнении с «ВКонтакте»  или «Одноклассниками» цифры незначительные, однако эксперты говорят, что Facebook рост был взрывным, а за предыдущие несколько лет накопил в России базу, благодаря которой сейчас пройдена критическая точка, и уже друзья друзей приглашают создавать аккаунты на  Facebook, также как это было в свое время было с «ВКонтакте». Поэтому можно с уверенностью говорить, что и в 2011 году Facebook продолжит расти и наращивать усилия по захвату российского рынка.

Вопрос о том, сможет ли Facebook в ближайший год или годы потеснить «ВКонтакте»,  остается открытым. Например, Google, в свое время, несмотря на колоссальные технические и финансовые ресурсы, не смог потеснить «Яндекс».

«Российская аудитория Facebook выросла в несколько раз, в первую очередь, за счет тех, кто устал от классических блогов, - полагает Татьяна Земцова. - Аудитория Facebook – не та же, что у сети «ВКонтакте» или у «Одноклассников». Каждая из них обладает своей лояльной аудиторией, которая скоро не утечет».

Отметим также, что для того, чтобы сохранить позиции на рынке в борьбе таким гигантом, как Facebook, российские социальные сети в течение года активно развивали новые сервисы, не только актуальные для пользователей, но и интегрированные в локальные ресурсы (поисковые и платежные системы, геотаргетинг, мобильную связь и т.д.).

В октябре сеть «ВКонтакте» открыла возможность своим пользователям публиковать и просматривать видеоролики крупнейшего российского видеопортала RuTube. В декабре «Яндекс» и «ВКонтакте» сообщили о том, что теперь поиск по блогам «Яндекса» может находить все открытые статусы и заметки, а «Яндекс» научился показывать в результатах поиска основную информацию о пользователях «ВКонтакте». К середине декабря «Яндекс» уже проиндексировал более 25 млн профилей «Вконтакте». Ранее аналогичное соглашение было заключено между «Яндексом» и Facebook.

Что касается микроблогов, то Twitter пока не занял лидирующие позиции в России, уступая в массовости сервису «Блоги@mail.ru», однако объединил, в первую очередь,  профессиональную аудиторию: политиков, экономистов, общественных деятелей, журналистов и экспертов.

«Чтобы пользоваться Twitter надо уметь писать. У нас сейчас молодых людей переориентируют на умение заполнять тесты. А все, кто умеет писать, уже в Twitter», - говорит Татьяна Земцова.

Государево дело

Российские органы власти в течение всего 2010 года активно демонстрировало стремление стать интерактивными. В результате год стал знаменательным на появление большого количества официальных и личных аккаунтов в различных социальных сетях, принадлежащих политикам и чиновникам всех рангов. Рекордсменом в этом отношении является сервис микроблогов Twitter.

В 2010 году начал работу портал Gosuslugi.ru – первый российский проект подобного рода, который должен впоследствии стать базовым элементом новой системы «Электронное правительство». Новый ресурс – попытка перенять мировой опыт по ускорению делопроизводства в государственных структурах и упрощению оформления различного рода документов. Некоторые услуги все еще работают в тестовом режиме, однако в том случае, если все их удастся реализовать, это существенно ускорит рутинные операции, с которыми большинство людей часто сталкивается в обычной жизни.

«Возможность общения людей, обличенных властью, с обычными пользователями открыло новый инструмент построения персонального имиджа, позволило взглянуть на многих из них с другой стороны – не только как на политиков и чиновников, занимающих высокие посты, но и как на обычных людей. Возможно, в будущем это изменит саму парадигму взаимодействия людей с властью – новые инструменты предоставляют невиданные ранее возможности как для распространения информации, так и для установления обратной связи», - говорит коммерческий директор группы компаний Hosting Community Алексей Скворцов.

Социальные медиа взяли слово

2010 год стал прорывным и для социальных медиа (блогов, микроблогов) с точки зрения воздействия на общественное мнение. Блогосфера не только вынесла свои решения по конфликтным ситуациям в Химкинском лесу, ДТП на Ленинском проспекте, коррупционным скандалам и пр., но и оказала огромное влияние на итоговые решения.

В целом, в этом году блогосфера вплотную приблизилась к традиционным СМИ, возможно, уступая в глубине анализа и профессионализме подачи информации, но значительно опережая в плане оперативности. Не секрет, что многие традиционные издания активно используют блоги и микроблоги для получения информации. Исследование Public.Ru демонстрирует почти двукратный по сравнению с прошлым годом рост цитируемости СМИ контента из блогосферы.

Киберсквоттеров бояться в .РФ не ходить

В течение всего 2010 года проходила приоритетная регистрация доменов в кириллической зоне .РФ, а в ноябре стартовала свободная регистрация. Уже в течение первой недели количество зарегистрированных имен превысило полмиллиона.

«Появление кириллической зоны открывает новую веху в истории российского Интернета – благодаря ей сеть стала доступнее еще большему количеству людей, а возможность написания имени на русском языке открывает поистине безграничный простор для фантазии, - считает Алексей Скворцов. - По нашему мнению, запуск доменной зоны .РФ в общем и целом можно считать успешным. На каждом этапе встречались свои трудности, но самое главное, что все они были преодолены».

По словам директора департамента по связям с общественностью RU-CENTER Андрея Воробьева, с количественной точки зрения, итоги старта регистрации в домене РФ более чем успешны. За первые сутки с момента начала открытой регистрации было зарегистрировано более 250 тыс. имен. На сегодняшний день в домене РФ зарегистрировано около 700 тыс. имен, хотя накануне начала открытой регистрации эксперты давали значительно более скромные прогнозы – 100 тыс. доменов к концу года.

Можно ожидать, что в 2011 году наступит период замедления темпов регистрации, а график роста количества доменов выйдет на «кривую насыщения», поскольку этап взрывного роста пройден в первые дни открытой регистрации. Замедление видно уже сейчас. Не в последнюю очередь это связано с уменьшением активности киберсквоттеров – большинство опытных игроков доменного рынка уже приобрели самые привлекательные доменные имена, и в настоящее время больше озадачены их монетизацией, чем покупкой новых.

Защищенность доменов от киберсквоттеров – один из самых болезненных вопросов, неоднократно всплывавших как во время приоритетной регистрации, так и при старте открытого периода. Как показывает практика, полностью защититься от массовой покупки доменов с целью их последующей перепродажи практически невозможно. Найти лазейки в законодательстве или в правилах регистрации можно почти всегда.

В Координационном центре посчитали, что для защиты от киберсквоттинга в домене .РФ на начальном этапе открытой регистрации можно ограничиться двумя мерами: запретить регистрацию имен нерезидентам и передачу доменов от одного администратора другому. На деле, говорит Андрей Воробьев, данных ограничений недостаточно: «Киберсквоттеры, по крайней мере из России, могут спокойно зарегистрировать то или иное доменное имя и перепродать его если не сейчас, то через год, когда запрет на трансфер будет снят. Стоит отметить, что киберсквоттеры могут осуществлять регистрацию домена значительно быстрее обычных пользователей за счет наличия специальных программно-аппаратных комплексов. Таким образом, в случае если домены регистрируются по принципу «первому обратившемуся», у рядовых пользователей практически нет шансов «застолбить» красивое имя .РФ быстрее киберсквоттера».

Именно поэтому компания RU-CENTER решила предпринять дополнительные меры по борьбе с киберсквоттингом в домене РФ. Был организован сбор предварительных заявок на домены РФ. Те имена, на которые поступила одна заявка были переданы заявителям по стандартной цене. В случае если на доменное имя претендовало несколько заявителей, между ними был устроен аукцион. Это достаточно действенная мера, полагает Андрей Воробьев, так как киберсквоттер вряд ли будет покупать домен на аукционе по высокой цене, так как это ему попросту невыгодно. В результате домен купит тот заявитель, которому он действительно нужен для создания интернет-проекта и который готов предложить за домен устраивающую его цену.

Кстати, практика аукционов на этапе запуска новых доменов общепринята. Например, она применялась в домене CO, организация начала регистрации в котором была признана экспертами одной из самых успешных за всю историю DNS.

Отметим, однако, что из-за пробелов в утвержденных правилах запуск домена .РФ нельзя в целом признать успешным. Также пока рано говорить о том, насколько эффективно использование кириллического домена.

Как отмечают эксперты, на настоящий момент в домене РФ нет контента, имена используются, главным образом, для перенаправления на уже существующие сайты.

«Мы надеемся, что контент в домене РФ все же появится, и этому должны способствовать меры популяризации кириллической доменной зоны, которые проводят участники рынка.

Пользователей надо приучать к использованию кириллицы в адресной строке браузера. Одно можно сказать точно – набирать адреса по-русски значительно удобнее, чем латиницей, и первые итоги внедрения домена РФ наглядно это продемонстрировали», - сказал Андрей Воробьев.

Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)

Рубрики: Web

Ключевые слова: веб сервис, web, социальная сеть, итоги

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода