За счет дальнейшего проникновения Интернета и банковских карт в регионы, а также роста благосостояния граждан к 2012 году, по прогнозам Ситибанка, объем рынка электронных платежей и покупок в России превысит 800 млрд. рублей. Динамика роста объема интернет-покупок в денежном выражении, как и увеличение количества платежей значительно опережает обычные розничные покупки, при этом средняя величина покупки в Интернете составляет 2500 рублей. На Москву и Санкт-Петербург приходится основная доля онлайн-покупок, а также поисковых запросов Google по слову «купить», однако, по прогнозу исследователей, города-«миллионники» будут демонстрировать более высокие темпы роста в ближайшие годы.
В целом, по данным Потребительского барометра Google, 88% интернет-пользователей выбирают товары в Интернете и приобретают их offline, в то время как 36% респондентов и делают свой выбор, и совершают покупку в Сети. При этом для поиска информации о товарах и услугах чаще всего интернет-пользователи обращаются к поисковым системам.
Наиболее активным сегментом интернет-покупателей являются молодые образованные россияне – продвинутые пользователи банковских услуг, в том числе менеджеры среднего звена и владельцы собственного бизнеса. Мужчины совершают покупки через Интернет в среднем в два раза чаще, чем женщины. Любители интернет-покупок в среднем зарабатывают на 30% больше и на 65% больше тратят.
На авиабилеты приходится треть всех трат в Интернете (34,8%), а покупка в Интернете железнодорожных билетов входит в тройку лидирующих категорий и по объему затраченных средств, и по количеству транзакций. Электронные магазины музыки показывают наибольший рост популярности по сравнению с остальными категориями.
Данные Google также подтверждают растущий интерес с покупке железнодорожных билетов в Интернете, а также стабильный интерес к покупке авиабилетов.
Самым быстро растущим запросом пользователей Google в России со словом «купить» является «купить авто». Такой запрос почти никогда не приводит к онлайн-тразакции, однако показывает стремление потенциального покупателя провести онлайн-исследование, прежде чем совершить
покупку offline. В целом интерес пользователей к покупкам онлайн растет – с начала 2009 года популярность запроса «купить» выросла в два раза, а «купить онлайн» - в три. Согласно данным Потребительского барометра, наиболее популярными категориями онлайн-покупок за последние 12 месяцев стали путешествия, гаджеты, ритейл и сфера развлечений.
Ведущей категорией по количеству транзакций (платежей) является оплата услуг связи, причем услуги интернет-телефонии (Skype) сопоставимы с расходами на оплату услуг «большой тройки». Так, «как оплатить скайп» лидирует в списке быстро растущих поисковых запросов Google со словом «оплатить» за 2008 – 2010 гг.
«Наш опыт работы на развитых рынках показывает, что банковские карты являются универсальным и наиболее распространенным инструментом оплаты покупок в Интернете, - отмечает Михаил Бернер, директор Департамента кредитных продуктов ЗАО КБ «Ситибанк». – По мере дальнейшего распространения Интернета и банковских карт в регионах, а также развития интернет-торговли, покупки в Интернете будут становиться все более популярными, ведь они существенно экономят время и деньги потребителя».
«Сегодня более 40 миллионов россиян пользуются Интернетом, и почти все они используют Сеть для поиска товаров и услуг. В то же время стремительно растёт и рынок электронной коммерции, - комментирует Константин Кузьмин, директор по маркетингу Google в России. - Очевидно, что в скором будущем Интернет станет не просто точкой пересечения покупателей и рекламодателей, но и одним из основных мест совершения покупок и оплаты услуг. Компании, не использующие все возможности торговли в Интернете сегодня, просто не смогут быть конкурентоспособными завтра».
Среди наиболее актуальных трендов исследователи выделяют значительный рост в категории «Электронные магазины музыки», формирование новых категорий (таких, как аптеки), а также изменение географической структуры онлайн-покупок (так, например, в последнее время значительными темпами растет оборот платежей с Украиной).
10 наиболее популярных категорий покупок:
По объему затраченных средств
|
По количеству совершенных транзакций
|
1. Авиалинии – 34,8% 2. Железные дороги – 12,9% 3. Туристические агентства – 7,2% 4. Оплата услуг связи – 6,3% 5. Электронная торговля/оплата информационных услуг – 3,3% 6. Магазины одежды – 2,7% 7. Программное обеспечение и компьютеры – 2,4% 8. Финансовые услуги – 2,1% 9. Гостиницы – 2,1% 10. Приборы домашнего обихода – 1,1%
|
1. Оплата услуг связи – 28,9% 2. Железные дороги – 14,2% 3. Магазины музыки – 10,4% 4. Электронная торговля/оплата информационных услуг – 6,4% 5. Авиалинии – 6,2% 6. Туристические агентства – 2,7% 7. Аудио- и видеоразвлечения – 2,2% 8. Телевидение – 2,2% 9. Программное обеспечение и компьютеры – 2,0% 10. Финансовые услуги – 1,6%
|
Редактор раздела: Алена Журавлева (info@mskit.ru)
Рубрики: Интернет, Финансы, Web