|
О тенденциях и прогнозах. Говорили на Mobile VAS Conference
|
Вчера,19 ноября 2009 года, в Петербурге стартовала VI международная конференция Mobile VAS Conference, которая продлится два дня. Данное мероприятие является одним из важных отраслевых событий, объединяющих крупнейших игроков и экспертов рынка дополнительных услуг мобильной связи и мобильного контента. В первый день мероприятия были оглашены данные по развитию в 2009 году рынка дополнительных услуг как в России, так и за ее пределами. Кроме того, говорили выступающие и о влиянии экономического кризиса на участников рынка mobile VAS.
|
С докладом о российском рынке мобильных допуслуг выступил управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров. По словам спикера, в текущем году кризис коснулся всех сегментов означенного рынка. Однако несмотря на это рынок мобильных допуслуг пострадал от кризисной ситуации в меньшей степени, нежели другие рынки. Более того, в целом отрасль показала некоторый рост.
Что касается показателей рынка по отдельным группам услуг, то, по данным докладчика, такой сегмент, как кастомизация в текущем году сохранил свой объем и даже показал небольшой рост. Такие результаты были достигнуты в основном за счет услуги RBT. Однако при этом Кирилл Петров отметил, что спрос на услугу RBT уже близок к насыщению. В сегменте информационно-развлекательных услуг основная доля рынка приходится на сервисы IVR-порталов. Основную долю здесь занимают услуги, получаемые через SIM-меню сотовых операторов. Основным драйвером в сегменте информационно-развлекательных услуг в текущем году стали подписные сервисы. Сегмент мобильных игр показал несущественный рост. Медиаинтегрированные услуги показали снижение, поскольку основным драйвером здесь является сервис Call-TV, который теряет популярность. Сегмент рынка мобильного маркетинга и бизнес-решений продолжает развиваться, но в текущем году наблюдался некоторый спад. Также развивается сегмент услуг, связанных с сервисом «скачивания» контента (музыка, видео). В том числе, популярность таких сервисов связана и с развитием 3G-сетей мобильных операторов, работа в которых позволяет пользователю загружать на свой телефон «тяжелый» контент.
«Наибольший рост в текущем году показал рынок мобильных платежей (в частности, так называемых микроплатежей) и мобильной коммерции. Во многом за счет него вырос рынок сервисов в целом. Если в 2007 году в общей структуре рынка этот сегмент занимал 12 %, а в 2008 году – 22 %, то в текущем году доля этого сегмента в общей структуре рынка составила 30 %. В денежном выражении, этот сегмент достиг показателя практически в $300 млн», - рассказал Кирилл Петров.
Что касается расстановки игроков на рынке сервис-провайдеров, то одним из наиболее сильных на сегодняшний день, по оценке Кирилла Петрова, является компания Zed. В текущем году Zed приобрел активы компании «Темафон» и, получив доступ к площадке «Билайн», еще больше упрочил свои позиции. Также в лидирующую группу входят такие компании, как i-Free, VAS Media и др.
В части процессов, происходящих на рынке сервис-провайдеров (или контент-провайдеров), г-н Петров отметил следующие тенденции: «На сегодняшний день контент-провайдеры по большей части стали посредниками: между сотовыми операторами и интернет-компаниями (в части микроплатежей), между телеканалами, операторами и производителями программ, между операторами и правообладателями, между операторами и вендорами. Часть сервис-провайдеров стали больше похожи на разработчиков, делая под заказ определенные продукты. Что будет дальше сказать сложно, но можно предположить, что для того, чтобы успешно развиваться, сервис-провайдерам необходимо создавать свой уникальный сервисный продукт или стать разработчиком и интегратором уникальных технических решений».
Говоря о тенденциях, которые проявились в текущем году у сотовых операторов, докладчик отметил несколько моментов: «Что касается управления площадками операторов (WAP-порталы, SIM-меню и т.д.), то в этом году у всех сотовых операторов так или иначе сформировался список компаний, управляющих их ключевыми площадками. Иными словами, у каждого оператора выделились агрегаторы их услуг. Вторым важным моментом стало появление в текущем году у операторов безлимитных тарифов на услугу мобильного Интернета. Это один из ключевых драйверов для рынка контента. Еще одна тенденция, которая появилась в 2009 году, – запуск операторских web-проектов. В текущем году сотовые операторы, в частности МТС, выходят в Интернет и развивают свои порталы в сети. В первую очередь порталы продажи цифрового контента. Также важным является перестройка на рынке сотового ретейла. Кризис выявил проблемы многих ретейлеров, и, по сути, позволил сотовым операторам занять позиции на этом рынке, так или иначе аффелировав активы некоторых ретейлеров», - рассказал Кирилл Петров.
Что касается тенденций, которые наблюдаются у вендоров, то спикер отметил одну из главных – стремление вендоров к созданию собственных Application stores.
Прогнозы по рынку на следующий год таковы: «В 2007 году объем рынка составил $590 млн, в 2008 году - $840 млн. В текущем году мы ожидаем прироста рынка даже в долларовом исчислении, возможно до $930 млн. В 2010 году по нашим прогнозам рынок перешагнет рубеж в $1 млрд», - рассказал Кирилл Петров.
В свою очередь, о VAS-услугах в странах СНГ рассказала директор по исследованиям и партнер Advanced Communication & Media (AC&M) Оксана Панкратова. По данным спикера, рынок всех дополнительных услуг сотовой связи (включая мессиджинг, Интернет и контент) в странах СНГ в первом полугодии 2009 года вырос на 40 % и достиг отметки в $2,25 млрд, при этом в России за тот же период рынок дополнительных услуг вырос на 30 %. «Россия, тем не менее, остается крупнейшим из стран СНГ рынком дополнительных услуг и генерирует более 75 % всех доходов от всех дополнительных услуг», - отметила в своем выступлении Оксана Панкратова.
Говорили в первый день конференции и о влиянии экономического кризиса на участников рынка mobile VAS. В частности, начальник департамента по новым технологиям и проектам компании «МегаФон» Денис Ночевнов отметил следующее: «В общем мы видим, что тренд идет уже положительный, ситуация исправляется. В особенности то, что касается дополнительных услуг: они растут. В качестве одного из драйверов, как и ожидалось, выступает мобильный Интернет. Дополнительным шагом с точки зрения потребления контента и выхода сервисов на новый уровень стало то, что мы запустили безлимитные тарифы».
Отдельная сессия в рамках первого дня конференции была посвящена стратегии цифровых продаж. Здесь были затронуты проблемы пиратства, обсуждались новые модели продаж цифровой музыки, а также возможности увеличения объемов продаж через пакетирование сервисов.
Что еще прочитать по этой теме:
14 августа 2009 г. VAS-перспективы. Зависят от точки зрения
13 октября 2009 г. Прицел на мобильные приложения
28 ноября 2008 г. Эффективные бизнес-модели. Обсудили на Mobile VAS Conference
Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)
Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг
Ключевые слова: мобильный интернет, 3G, EDGE, GPRS, 3G модем, usb модем
|
|