rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Сотовые подключения: мартовские падения

Март 2009 года вопреки сезонности не продемонстрировал весьма позитивных результатов по росту рынка сотовой связи. Причем, если в целом по России прирост абонентской базы оказался больше, чем в предыдущие месяцы года, то и Москва, и Петербург показали снижение темпов прироста. Что касается продаж стартовых контрактов, то все более весомой оказывается доля контролируемых каналов продаж, что обусловлено как уходом с рынка некоторых сотовых дилеров, так и сложностями в достижении договоренностей между дилерами и операторами.
По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России концу марта 2009 года достигло 190,81 млн абонентов, увеличившись по сравнению с концом февраля на 1,2 млн. Этот результат вполне можно назвать удачным, так как он превышает и февральский, и январский показатели. Однако если сравнивать с результатами марта предыдущих лет, то результат не будет уже таким внушительным: наоборот –  это самый низкий показатель за последние четыре марта. Да и до декабрьского прироста 2008 года мартовским результатам довольно далеко: последний месяц предыдущего года продемонстрировал прирост в 3,5 млн абонентов.  
 
Динамика прироста абонентской базы в РФ в марте, млн.
Динамика прироста абонентской базы в РФ в марте, млн.

Уровень проникновения сотовой связи в России увеличился к концу марта 2009 года до 131,4 %, тогда как в конец февраля 2009 года этот показатель равнялся 130,6 %, т.е. увеличение проникновения сотовой связи в России составило 0,8 % - на 0,2 %выше, чем в феврале. За год проникновение увеличилось на 15,7 %. 
 
Уровень проникновения на конец марта, %
Уровень проникновения на конец марта, %

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец марта 2009 года составил, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, 32,09 млн и 10,724 млн соответственно. При этом прирост в обеих столицах оставил 102 тыс. и 42 тыс. Интересно, что несмотря на то, что в России в целом прирост абонбазы в марте оказался выше, чем в феврале, и Москва, и Петербург демонстрируют снижение прироста: в Первопрестольной на 99 тыс. меньше, а в Петербурге на 2 тыс. меньше, чем в феврале. И хотя до минимума последнего времени петербургский результат марта не «дотянул», но все же оказался на предпоследнем месте по приросту за истекший год. 
 
Динамика прироста абонбазы по месяцам, Петербург, 2008-2009 гг. (тыс.)
Динамика прироста абонбазы по месяцам, Петербург, 2008-2009 гг. (тыс.)

Проникновение же в столицах на конец марта 2009 года составило 188,9 (Москва) и 169,1 (Петербург). Показатели февраля текущего года - 188,3 % (Москва) и 168,5 % (Петербург).
Таким образом, увеличение проникновения за март текущего года в Москве и Петербурге составило 0,6 % и 0,6 %. 

В марте 2009 года чистый прирост абонентской базы в России, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, распределился так. На первом месте остается «ВымпелКом» с 48,3 %, что больше результатов предыдущего месяца на 5,1 %, но не является рекордным за последнее время – в январе, например, доля этого оператора составляла 65,9 %. Между тем, в регионах «ВымпелКом» сдал позиции лидера по приросту, в Петербурге «ушел в минус», а в Москве – наоборот, вырвался на первое место по доле в приросте. 

На втором месте по доле в приросте абонбазы в целом по России второй месяц подряд остаются МТС, однако доля этого оператора несколько снизилась: с 35,8 % в феврале до 22,7 % в марте. «МегаФон» оказался на третьем месте с 10,2 %, тогда как в феврале демонстрировал отрицательный результат. 18,8 % в общем приросте достались другим операторам. 

В итоге к концу марта 2009 года абонентская база операторов «большой тройки» в России выглядела так: количество абонентов МТС по России составляет 65,105 млн, прирост за месяц – 272 тыс., что меньше, чем в феврале, когда прирост составил 345 тыс. Количество абонентов «ВымпелКом» достигло 49,351 млн (прирост 580 тыс.), «МегаФон» - 43,521 млн (прирост 123 тыс.). 

Рынок России в конце марта 2009 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 34,1 % (потеря 0,1 %), «ВымпелКом» - 25,9 % (прирост 0,2 %), «МегаФон» - 22,8 % (потеря – 0,1 %). Доля остальных операторов составляет, как и в прошлые месяцы, 17,2 %. 

В Петербурге в марте 2009 года наблюдалось увеличение совокупной абонентской базы на 42 тыс. абонентов. Причем, МТС не только сохранили первое место по доле в приросте, но снова превысили 50-процентный барьер, заняв 52 %. На втором месте по доле в приросте оказался с 44 % Tele2, давно не занимавший высоких позиций. Третьим и последним стали «Скай Линк» с 4 %. Данная ситуация обусловлена тем, что, по данным аналитиков, и «МегаФон», и «Билайн» продемонстрировали отрицательные показатели по доле в приросте. 

Доли петербургского рынка по итогам марта 2009 года в результате распределились так: «МегаФон» получил 32,7 % (потеря за месяц 0,3 %), МТС – 31,5 % (прирост за месяц 0,2 %), «Билайн» - 19,6 % (потеря 0,2 %), Tele2 – 14,0 % (прирост 0,3 %), «Скай Линк» - 2,3 % (прирост 0,2 %). 
 
В марте 2009 года количество проданных контрактов сотовых операторов по Петербургу и Ленинградской области, по оценкам ИД «РПР-группа», составило 109 тыс.. При этом, как показывает результат оценочного анализа продаж ведущих дилерских сетей, в Северной столице в марте 2009 года лидером остался «Билайн», получивший 48,7 % от общих подключений, что даже выше результатов предыдущего месяца. «Мобильные ТелеСистемы» несколько месяцев подряд остаются на третьем месте: на долю этого оператора пришлось 28,9 % подключений, причем потери по сравнению с февралем оказались несколько меньше, т.е. удалось снизить темпы падения доли в продажах стартовых контрактов. «МегаФон» получил 10,8 %, что ниже результатов февраля, когда этот оператор получил 12 %, и соответствует январскому результату - 10,8 %. На четвертом месте остается Tele2 с 9 %, что выше как январских, так и февральских показателей. «Скай Линк» традиционно остается на последнем месте: в январе на его долю пришлось  2,6 %, что значительно выше показателя предыдущего месяца. Эти данные – не абсолютны и основаны на анализе результатов лишь крупнейших сетей без учета субдилеров и небольших дилерских сетей и одиночных салонов, а также офисов и мобильных стоек операторов.

Между тем, по данным ИД «РПР-группа», по подключениям GSM-операторов региона с учетом всех каналов продаж стартовых контрактов ситуация выглядит несколько иначе: на долю «МегаФона» приходится 37 % от всех продаж, на долю МТС – 28 %, на долю «Билайн» - 22 %, на долю Tele2 – 13 %.

Что касается маркетинговых инициатив, то основной тенденцией марта стало практически полное отсутствие специальных праздничных инициатив операторов. Вместо этого операторы занялись модернизацией тарифных линеек и запуском специальных предложений, ориентированных на «дальнюю» связь. 

Если говорить о новых тарифах, то лидером в этом сегменте стал, пожалуй, «МегаФон», запустивший в самом начале марта тарифный план «Сказка», предполагающий единую стоимость исходящих вызовов – 1 рубль за минуту. «Скай Линк» также в начале первого весеннего месяца обновил линейку, запустив сразу три ограниченно безлимитных тарифа, однако они «продержались» в линейке недолго и уже в апреле были закрыты для подключений. 

В сегменте «дальней» связи опять-таки наиболее заметным стало предложение «МегаФона» - опция «Межгород», в рамках которой при отсутствии платы за подключение и абонентской платы предлагается низкая стоимость «дальнего» трафика по направлению в СНГ и страны Балтии в ночное время. Также предложения, ориентированные на продвижение услуг «дальней» связи, вывели в марте «Скай Линк» (опция «Безлимитный Скай Линк») и МТС (услуга «Соседние регионы»). 

Несмотря на то, что совместных с дилерами акций в последнее время операторами практически не проводится, для собственных промостоек операторы разрабатывают эксклюзивные акции. Так, в петербургских гипермаркетах «Лента» на стойках экспресс-продаж МТС проводят с середины марта акцию по продвижению тарифов Maxi и специальной версии тарифа «Супер Ноль», предполагающей бонусный пакет голосового трафика. 





24 марта 2009 г. BTL для гипермаркета  





Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: Билайн, МТС, GSM, МегаФон, Скай Линк

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода