Вслед за "Ростелекомом" о снижении тарифов объявил и конкурент компании -- "Межрегиональный транзит телеком". МТТ планирует пересмотреть свои цены на межгород с 1 марта 2008 года. Снижение тарифов предполагается практически для всех направлений и тарифных зон, как в "бизнес-время", так и в "льготное время". Наибольшее снижение цен произойдет на звонки в "бизнес-время" -- по ряду направлений скидка достигает более 35%, а в среднем она составит свыше 10%.
Снижение цен операторы объясняют произошедшими в начале этого года изменениями в отраслевом законодательстве, вследствие чего поменялась и структура стоимости звонков. "В то время, как на потребительском рынке мы все чаще наблюдаем рост цен на товары и услуги, 'Ростелеком' снижает тарифы. Снижение тарифов для населения стало возможным в связи с изменением структуры стоимости междугородного звонка", -- говорит генеральный директор компании "Ростелеком" Константин Солодухин. "Мы следуем своей стратегии работы на рынке - предоставлять максимально широкому кругу пользователей услуги высокого качества по наиболее выгодным для абонентов ценам. Снижение тарифов стало возможным благодаря отмене в России компенсационной надбавки, выплачиваемой ранее операторам зоновой связи", -- говорит исполняющий обязанности генерального директора МТТ Игорь Заболотный.
Напомним, что компенсационные надбавки были временно введены в 2006 году и отменены с 1 января 2008 года. До 2006 года межрегиональные компании связи (МРК), входящие в "Связьинвест", получали весьма существенные доходы от предоставления услуг дальней связи. В некоторых случаях доля таких доходов в выручке операторов составляла около 50%. Высокие тарифы позволяли МРК возмещать убытки от услуг местной телефонной связи. Однако с 2006 года все платежи за звонки по межгороду и за границу стали получать не МРК, а операторы дальней связи. Поэтому Федеральная служба по тарифам ввела для МРК так называемые компенсационные платежи, составляющие 6-9% от стоимости минуты разговора. Например, в качестве компенсации выпавших доходов, ОАО "Северо-Западный телеком" получал от операторов дальней связи 0,38 рубля за каждую минуту разговора своего абонента с другим городом или страной. Отмена этих компенсаций, заявляют операторы дальней связи, и позволила им пойти на снижение тарифов.
Впрочем, менять свои цены операторов заставляет и усилившаяся конкуренция со стороны сотовых компаний. Звонить с мобильника по межгороду становится дешевле, чем со стационарных телефонов. Особенно если вызов идет внутри федеральной сети того или иного оператора. Так, на тарифе "Лайт" Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" стоимость звонков внутри сети вне зависимости от того, где находится вызываемый абонент -- в Москве или Владивостоке, составляет 2,4 рубля за одну минуту. Петербургский абонент ОАО "Мобильные ТелеСистемы"(МТС) и вовсе может звонить в тот же Владивосток за 1,4 рубля при условии того, что вызываемый номер также зарегистрирован в сети МТС. У "ВымпелКома", правда, цены на межгород внутри сети несколько выше: минута стоит 4,45 рубля, что, тем не менее, сравнимо с тарифами операторов дальней связи. Например, по тарифам МТТ звонок со стационарного телефона во Владивосток обойдется абоненту СЗТ в 5,95 рубля за минуту в дневное время и 3,3 рубля -- в вечернее. Аналогичные тарифы "Ростелекома" составляют 7 рублей и 3,5 рубля соответственно. Поэтому неудивительно, что пользователи все больше предпочитают звонить по межгороду с мобильника, а операторы дальней связи вынуждены снижать свои цены. По данным аналитического агенства "Рустелеком", доля исходящих междугородных вызовов с сети СЗТ составляет лишь 11%. Лидерами по этому показателю в Петербурге являются "МегаФон" и МТС.
Впрочем, МТТ и "Ростелеком" все же получают часть доходов, генерируемых абонентами сотовых компаний. МТТ является историческим партнером сотовых операторов по пропуску их трафика внутри страны. В свою очередь, "Ростелеком" сдает часть своих каналов в аренду МТТ и, таким образом, также косвенно участвует в разделении доходов от междугородных разговоров сотовых абонентов. Однако уже в этом году ситуация на рынке связи может существенно измениться. Компании большой тройки получили лицензии на предоставление услуг междугородной и международной связи и в настоящий момент активно занимаются их реализацией. "МегаФон", например, собирается сдать свою сеть уже в этом году. После выполнения лицензионных требований сотовые компании смогут предоставлять услуги междугородной связи без посредничества МТТ, "Ростелекома" и других профильных операторов. К тому же, по ряду направлений у сотовых компаний уже есть собственные магистральные каналы.
МРК также не стоят не месте. В частности, СЗТ уже начал постепенно отказываться от аренды каналов "Ростелекома". В этом году оператор планирует завершить строительство собственных волоконно-оптических линий в направлении Мурманска и Архангельска, после чего у предприятия появится полнофункциональная магистральная транспортная сеть, охватывающая все областные центры, кроме Калининграда. В компании открыто говорят, что после завершения строительства оператор будет по-минимуму использовать арендную емкость.
В целом, в сегменте дальней связи наблюдается любопытная картина. Профильные операторы, не имеющие опыта работы с конечными потребителями услуг, пытаются продвинуть свой сервис на массовом и корпоративном рынках. Петербургский филиал "Ростелекома", например, даже занимается подключением к своей сети единичных офисов работающих в Петербурге компаний. В свою очередь, предприятия МРК и игроки сотового рынка инвестируют в магистральные сети, частично выполняя тем самым функции операторов дальней связи. По мнению экспертов, сложившаяся ситуация не сулит операторам дальней связи ничего хорошего. "Финансовые возможности для строительства магистральных сетей у МРК и сотовых операторов есть. К тому же, в отличие от игроков рынка дальней связи, они работают с конечными пользователями -- генераторами как голосового, так и интернет-трафика. Думаю, что провайдерам междугородной и международной связи для сохранения своих позиций предстоит жесткая конкуренция за крупных корпоративных клиентов, поскольку экспансия на рынок физлиц потребует значительных маркетинговых затрат", -- считает гендиректор "Рустелекома" Юрий Брюквин.
Борис Горлин
Распределение исходящих междугородных звонков по операторам
СЗТ -- 11%
МегаФон -- 39%
МТС -- 24%
Билайн -- 17%
Прочие -- 9%
Источник: Коммерсант СПб (http://spb.kommersant.ru)
Рубрики: Фиксированная связь, Финансы