Данные MForum Analytics согласуются с данными крупнейшего российского сотового ритейлера — «Евросети». За девять месяцев 2007 г. «Евросеть» продала в кредит 1,97 млн трубок (24,5% от всех проданных). За аналогичный период прошлого года доля «кредитных» телефонов составила 23%. «Кредитные» трубки принесли «Евросети» 33,8% всей выручки за январь — сентябрь этого года, а за тот же период 2006 г. — 32,5%.
В ближайшем будущем, считает аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев, доля кредитных телефонов в общей массе продаваемых трубок, скорее всего, не будет меняться. Основной сдерживающий фактор для увеличения таких продаж — высокая эффективная ставка потребительского кредитования: в большинстве случаев она превышает 25% годовых, а иногда достигает 45-50% годовых. Сеть салонов «Цифроград», по словам ее PR-директора Татьяны Москалевой, пыталась договориться с банками о снижении ставки, но без успеха: «Этот кредитный продукт не очень выгоден банкам по причине высоких рисков». Телефон — небольшой по размеру и очень ликвидный товар, объяснял ранее «Ведомостям» представитель банка Home Credit. Тем не менее, добавляет PR-директор сети «Телефон.ру» Людмила Игнатьева, у клиентов собственное понимание привлекательности кредитов: например, популярны кредиты с нулевым первоначальным взносом, процент переплаты по которым обычно выше среднего. А вот пресс-секретарь «Евросети» Очир Манджиков считает, что главный сдерживающий фактор для кредитных продаж — жесткие скоринговые системы, установленные банками (процедуры проверки клиентов).
Даже если не обращать внимание на высокие ставки, брать телефон в кредит все равно невыгодно — трубки быстро устаревают и в первые полгода после покупки дешевеют на 15-30%, говорит Деев. То есть на момент погашения стандартного полугодового потребительского кредита покупатель выплачивает 120-130% от первоначальной стоимости телефона, фактическая розничная цена которого к этому моменту составляет только 70-85% от первоначальной. А россияне предпочитают занимать деньги на дорогие телефоны: средняя цена трубки, проданной в кредит, в 2007 г. превысит $290, ожидает MForum Analytics. Это на 32-33% выше средней стоимость трубки, купленной обычным путем. «Это закономерно: многие покупатели не располагают большими наличными суммами на покупку дорогих, модных телефонов, но могут позволить себе такую покупку в кредит», — считает Игнатьева.
Юлия Белоус
Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru)
Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети, Оборудование, Кадры, Финансы