Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Росатом оценил потенциал рынка цифровизации систем водоснабжения
11.03.2022 15:15
версия для печати
В ходе подготовки исследования эксперты РИР в первой половине февраля 2022 собрали и проанализировали данные из различных источников. Текущий объем российского рынка цифровых водоканалов составляет не более 2% от мирового. По итогам 2021 года фактический денежный объем российского рынка водоснабжения и водоотведения (ВиВ) составил 486,8 млрд руб. По консервативному прогнозу, к 2025 году минимально возможный рост рынка автоматизации и цифровизации предприятий ВиВ составит 30,6 млрд руб., а к 2028 году – 35 млрд руб. Текущий уровень суммарных ИТ-затрат предприятий водоснабжения и водоотведения оценивается в 4,3 млрд руб. Если отрасль не пойдет «в цифру», то в консервативном прогнозе ИТ-затраты предприятий ВиВ к 2025 г. вырастут всего на 25% и составят 5,3 млрд руб. «Важно отметить, что к текущим ИТ-затратам относятся, как правило, поддержка существующей ИТ-инфраструктуры, дозакупка лицензий и оборудования скорее с целью решить текущую проблему, чем с целью модернизации и усовершенствования работы ВиВ с перспективой на будущее. В то время как концепция «Цифрового водоканала» включает в себя автоматизацию и перевод в цифровой формат всех бизнес-процессов предприятий рынка водоснабжения и водоотведения — от снятия показаний счетчиков до непосредственного выставления самих счетов. На текущий момент большинство этих функций реализуется вручную с большими производственными и временными потерями», – отмечает Виктор Рубежный, руководитель направления «Цифровое ресурсообеспечение» в АО «РИР». Потенциал рынка цифровых проектов (цифровых водоканалов) РИР оценивает в 20,3 млрд руб. с возможностью роста до 30 млрд руб. и более к 2025 г. Темпы роста зависят от стимулирования сектора со стороны государства, стремления самих предприятий к цифровизации и общемировых тенденций. Ключевые тенденции и движущие факторы рынка ЦВ, выявленные в ходе проведения исследования В современных условиях движущими факторами роста рынка являются, во-первых, управление операционными затратами на новом уровне, удовлетворяющем спрос на качественные услуги водоснабжения и водоотведения, при условии обязательной цифровизации ремонтируемых и модернизируемых объектов. Во-вторых – растущая цифровизация сектора коммунальных услуг в целом и стимулирование развития концепции «Умных городов» со стороны государства. В целом рынок ЖКХ и в частности ВиВ – это перспективная область внедрения различных цифровых решений и, в первую очередь, решений, основанных на базе «Интернета Вещей» (IoT). По типу предлагаемых решений рынок можно поделить на решения, основанные на IoT, решения для учета и анализ данных, работа с большими данными (big data), решения по диспетчеризации, биллинговые системы, группы решения «Умного учета» (онлайн-мониторинг воды). Рынок ЦВ достаточно молодой и на сегодняшний день насчитывает небольшое количество реальных проектов. Тем не менее, так как предприятия рынка ВиВ продуцируют повышенную потребность в цифровых решениях, то на рынок выходит все больше игроков, предлагающих соответствующие цифровые решения. На момент проведения исследования было установлено, что как минимум 25 компаний так или иначе предлагают решения в области ЦВ. Надо учитывать, что все они отличаются по ширине продуктового портфеля и по ключевым областям работы (предлагают разные модули). Начиная с 2013 года в реестре «Роспатента» зарегистрировано всего 50 программ для ЭВМ, предназначенных для установки на предприятиях ВиВ. При этом больше половины из них (26 программ) были зарегистрированы с 2017 по 2020 годы, то есть в период активного развития концепции цифровизации в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ». По большинству зарегистрированных решений в реестре «Роспатента» нет развернутой информации, и разрабатывались они зачастую для собственных нужд силами предприятий ВиВ или их партнерами. Больше всего программ – 12, то есть 24% от общего количества – зарегистрировано для коммерческого учета потребления воды и других энергоресурсов и диспетчеризации. На втором месте – автоматизация расчетов с юридическими и физическими лицами (биллинговые системы) — 11 программ (22%). На программное обеспечение типа «Мобильный контролер» пришлось 12%. Решений по учету электроэнергии зарегистрировано всего два. «На мой взгляд, сегодня абсолютно очевидно, что ускоренная цифровая трансформация сферы ЖКХ является не только ключевой задачей крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, других российских городов-миллионников, но и средних и малых городов. Здесь важно исходить не только из того, что масштабное внедрение отечественных цифровых технологий позволяет обеспечить потребителям необходимый уровень качества, надежности, доступности и безопасности предоставления жилищно-коммунальных услуг, что, безусловно, очень важно. И ресурсоснабжающим, управляющим организациям комплексные преобразования в их деятельности позволяют обеспечить высокий уровень производительности труда и экономической эффективности. А значит в целом и всей отрасли, что отвечает целям устойчивого социально-экономического развития и городов, и регионов. Поэтому важно, чтобы мероприятия по цифровизации ЖКХ с соответствующими источниками финансирования находили свое отражение в региональных и муниципальных программах модернизации и развития отрасли», – подчеркнул Александр Зорин, заместитель генерального директора АО «Цифровые платформы и решения Умного города» (входит в РИР). Редактор раздела: Александр Авдеенко (info@mskit.ru) Рубрики: Интеграция, ПО, Финансы
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
|||||
А знаете ли Вы что?
ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||