Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Кто в ответе за цифровую грамотность детей
20.05.2021 08:01
версия для печати
Владимир Дмитриев, руководитель направления сервисов киберзащиты CyberART (ГК InnoSTage), рассказал, что один из главных векторов угроз, которые направлены на физлиц – это социальная инженерия, попытка обманным путем войти в доверие и получить за счет этого выгоду. Дети как наиболее незащищенная и податливая аудитория еще чаще страдают от подобных атак. Целью злоумышленников может являться не только мошенничество, но и поиск слабого звена, с помощью которого можно выйти на продолжение атаки. Если родители, к примеру, работают в критически важных секторах экономики, это может быть чревато серьезными последствиями. Через ребенка можно заразить компьютер родителя дома, а через удаленное соединение (если таковое установлено) проникнуть в сеть предприятия. Мария Сигаева, директор образовательных программ и проектов Positive Technologies, согласна с тем, что дети не защищенный слой общества. С одной стороны они не представляют своей жизни без гаджетов, а с другой стороны – нет массовых программ, которые бы развивали у них киберкультуру, рассказывали бы им о правилах поведения и защиты в интернете. Поэтому там, где взрослый сначала подумает, а потом сделает, ребенок оказывается уязвим. Петр Зобков, руководитель проектного офиса «ИТ-класс в московской школе», ГАОУ ДПО МЦКО, заметил, что проблема не в отсутствии обучающих программ для детей, а в том, что они не массовые. К сожалению, образовательной общественностью вопрос кибербезопасности не рассматривается столь серьезно, как должен был бы. Именно поэтому программы не используются активно. Необходимо и через родителей, и через общественность продвигать эту информацию. Юлия Куклина, руководитель направления по работе с молодёжью ПАО «Ростелеком», руководитель профиля Олимпиады КД НТИ «Информационная безопасность», подчеркнула, что в сферу интересов злоумышленников подростки попадают часто, потому что в этом возрасте люди не всегда эмоционально стабильны, а весь фишинг и социальная инженерия всегда играют именно на эмоциях. К тому же со школьниками ставка на любопытство и ситуации «что будет если» легко работают. Так что школа должна быть не единственным институтом, где продвигается киберграмотность и кибергигиена – они должны существовать и в семье, в том числе потому, что родители в этом тоже заинтересованы. Говоря о том, что может сделать система образования, Петр Зобков отметил: в первую очередь нужно дать детям качественные информационные сервисы, чтобы не отпускать школьников в свободное плавание. Т.е. нужно разрабатывать единую экосистему доверенного контента, из которой бы ребенок не выходил. Конечно, это будет сложно отслеживать, но создать такую экосистему все равно нужно. Это не значит, что такая экосистема должна стать единственным источником информации и ограничивать применение других источников и инструментов, но ресурсы, подобные Московской электронной школе, будут предоставлять проверенный контент – фактически это будет официальная библиотека для использования учителями и учащимися. Второе направление влияния на детей, по мнению Петра Зобкова, это демонстрация опыта учителя, причем не только тех, кто преподает информатику. Пока, к сожалению, некоторые педагоги сами не могут даже выйти из личного кабинета в электронном дневнике. Вера Рогова, начальник управления по работе с абитуриентами в МИРЭА – Российский технологический университет, рассказала, что за последние 5 лет уровень ИТ-грамотности у детей существенно вырос. И базовые знания в области кибербезопасности должны быть у всех, а начинать обучение в этом направлении надо с младшей школы – образование должно двигаться в этом направлении, как, впрочем, и общество в целом. За привитие базовых навыков должны отвечать и школа, и родители, и бизнес, и университеты. Последние заинтересованы в том, чтобы будущие студенты были более грамотными. Государство же должно предоставлять методологию преподавания, убеждена Юлия Куклина, причем разговаривать с детьми надо как со взрослыми. ИБ должна преподаваться в школе как отдельное направление. Что касается бизнеса, то его привлекать необходимо, потому что молодое поколение, по словам Веры Роговой, гораздо больше доверяет знаниям, которые получает от представителей реального бизнеса. Экспертизу, которой обладает бизнес, необходимо доносить до широкой аудитории – это социальная роль, добавила Мария Сигаева. «Детский» день в рамках международного форума по кибербезопасности Positive Hack Days проводится компанией Positive Technologies в партнерстве с правительством Москвы – это пример коллаборации государства и бизнеса в области ИБ-просвещения детей. Детям предлагалось пройти квест, в рамках которого они могли не только соревноваться друг с другом, но и узнать больше о фишинге, фейк-новостях и т.д., повысив тем самым свою цифровую грамотность. И Мария Сигаева уверена, что инвестиции в подобные проекты делаются не выгоды ради, а чтобы сообщество людей, которые двигают вперед жизнь, науку и технологии, пополнялось грамотной с цифровой точки зрения молодежью. Финансировать же трансформацию школьной программы и повышение цифровой грамотности педагогов, разумеется, придется из госбюджета – других источников инвестиций в решение такой масштабной задачи нет. Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru) Рубрики: Безопасность
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||