rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Для приватности нужна вторая цифровая личность

Цифровые технологии не только повышают комфорт граждан, лишают отдельных людей приватности или выводят промышленность на новые уровни эффективности. Эксперты Международного форума по практической безопасности Positive Hack Days (PHDays) уверены, что цифровизация приведет к глобальным и глубинным изменениям в обществе в целом. Готово ли общество к этому – большой вопрос.

Как отметил ректор Института Цифровой Экономики и модератор дискуссии Руслан Макаров, данные аналитиков подтверждают: цифровизация продвигается с неимоверной скоростью, захватывает новые направления. По прогнозам, к 2030 году мировой рынок примерно на 15 % будет формироваться искусственным интеллектом, и не участвовать в этом процессе – значит прекратить дышать. В России, по оценкам уже сделанных в этом году исследований, 62 % населения активно пользуется цифровыми носителями, а 77 % используют интернет или что-то иное, связанное с цифрой. Это приводит к значимым изменениям во всех направлениях жизни и бизнеса.

Александр Башнин, вице-президент оргкомитета НП «Цифровая формация», заметил, что ИТ уже становится технологией общего значения наряду с электричеством. Мощность мировых систем хранения и транспорта стала гигантской. Агрегаторы вмешиваются во все планы инвесторов, а роботизация приводит к исчезновению рабочих мест. Однако не стоит ограничивать процесс цифровизации термином Индустрия 4.0 – это калька с Индустрии 3.0, но в нашем случае ситуация другая. Если раньше были важны средства производства, то сейчас важна синхронная трансформация не только производства, но и социума и законодательства.  

Кроме того, эксперт призывает действовать рискованнее, а не идти в хвосте Запада. Если страна будет ставить планы лишь немногим выше рынка, то никакого материального прорыва у нас не получится. Так что нужно построить систему, которая мотивирует к созданию интеллектуальной собственности – это единственный выход.

Что касается общественного устройства, то должна быть создана динамическая иерархия, в рамках которой общественный рейтинг будет зависеть от компетенций и приносимой пользы. «Лифт» будет работать ежедневно, будет «возить» не только вверх, но и вниз, если общественная ценность человека снижается.

Галина Добрякова, основатель системы управления авторскими правами IREG, также говорила о важности интеллектуальной собственности: интеллект неотделим от человека, поэтому от наших результатов зависит результат экономики. Стоимость компании определяется той формой монополии, которую она создала, а интеллектуальная собственность – форма доступной легальной монополии.  

Валерия Брусникина, вице-президент ассоциации IPChain, подтвердила, что сегодня значимость интеллектуальной собственности выходит на новый уровень – ее называют новой нефтью. Россия последние годы наращивает экспорт продукции креативных индустрий – от ПО до фильмов и анимации. Но есть и множество проблем на рынке интеллектуальной собственности – это и ее защита, и неправомерное использование. Для защиты, однако, нужны иные механизмы. Сейчас в перечне объектов интеллектуальной собственности в ГК РФ нет даже 3D-объектов, тогда как даже профили в соцсетях уже являются значимой интеллектуальной собственностью.

Виктор Степанов, основатель «Академии масштабирования бизнеса и инвестиций» и член экспертного совета по науке и технике ГД РФ, подчеркнул, что одна из ведущих проблем распространения цифровизации связана со сферой образования. Она закоснелая, и это мешает развиваться стартапам.

Он напомнил, что Аристотель когда-то написал, что у женщины меньше зубов, чем у мужчины, и еще несколько веков считалось именно так, хотя проверить можно было легко. Наш мир, к сожалению, также формируется под воздействием подобных аксиом. Так, старая модель образования базируется на развитии hard skills и soft skills. Последние сейчас активно популяризируют. Но опыт показал, что весь мир отходит от данной парадигмы. Актуальны для цифровой эпохи три трека – контекстные навыки (каждый из которых может быть нужен сегодня, а завтра уже нет), кросс-контекстные (навыки тайминга и прочее, что помогает взаимодействовать с другими людьми). Третья составляющая – экзистенциальные навыки, универсальные (например – самообразование). Именно к такой модели надо переходить и отечественному образованию.    

Владимир Мамыкин, директор по ИБ Microsoft, подчеркнул важность вовлечения в процесс цифровизации всех поколений, чего пока не наблюдается. Более того – важно добиться понимания смысла цифровизации. Он напомнил исторические примеры, свидетельствующие, что без вовлечения населения страны в большие национальные проекты, к которым и относится цифровизация экономики, такие проекты не срабатывают. Так, при появлении первых конвейеров рабочие их ломали. Но есть и примеры правильной стратегии государств. Среди них – индустриализация в СССР и выход из великой депрессии в США. В этих случаях государствам удалось добиться у граждан понимания целей собственных действий. В текущей ситуации необходимо, чтобы каждый понимал, что ему помогают идти в нужном направлении. И ключевое – помогают, а не заставляют.

Также необходим системный подход к информационной безопасности. Несмотря на то, что сейчас много сайтов, посвященных вопросам ИБ, мало кто из неспециалистов этим интересуется. Стране нужна программа, которая помогала бы всему населению уверенно чувствовать себя в новом цифровом мире. Сейчас же из СМИ разных уровней и соцсетей слышны только негативные примеры влияния цифровых технологий – мошенничества, воровство денег с карт и тому подобное.

Илья Арестов, учредитель компании «Бизнес-коммуникации», заметил, что одним из важнейших последствий цифровизации является полное отсутствие приватности, так как все гаджеты собирают данные и метаданные, цифровые следы остаются везде. То, что сегодня называют приватностью, – это лишь обезличивание данных. Все мысли, действия и т.д. – это маркетинговая информация, которую можно продать, если это выгодно. И первый потребитель информации – государство.

VPN и подобные сервисы не дают приватности, а лишь создают ее иллюзию. Если нужна анонимность, то нужно создавать вторую цифровую личность – это единственное решение. При этом новая личность не должна пересекаться с первой ни с точки зрения геолокации, ни по поведенческим факторам. Такое отсутствие приватности оказывает существенное влияние на общество в целом и жизнь каждого человека – и к этому еще предстоит привыкнуть.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, ПО, Кадры, Регулирование, Безопасность

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

15.01.2025 Киберугрозы в IV квартале 2024 года: даже небольшие российские города оказались под «прицелом» вирусных атак

26.12.2024 Безопасность российского ПО и технологий искусственного интеллекта. Обсудили на Открытой конференции ИСП РАН 2024

26.12.2024 Эксперты выявили цифровые точки роста российского рынка HR Tech

26.12.2024 В России может появиться общероссийский атлас киберугроз

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода