«Лаборатория МегаФон» будет тестировать 5G и IoT

«МегаФон» озвучил результаты работы «Лаборатории МегаФон», подразделения, которое занимается тестированием абонентских устройств для торговой сети компании. Среди существенных достижений – 100-процентное тестирование гаджетов, а также разработка фундаментального «стандарта» для устройств. Это, как отмечают в компании, позволило повысить удовлетворенность и лояльность клиентов. В планах «Лаборатории» – тестирование 5G-устройств и IoT-решений.

«Лаборатории МегаФон» в этом году исполнилось 10 лет, однако подразделением оператора она стала лишь недавно – после приобретения «Скартел». Тестирование устройств для «МегаФон Ритейл» началось лишь два года назад.

Иван Лукьянов, руководитель по качеству «МегаФон Ритейл», рассказал, что оператором изначально строилась инфраструктура, которая обеспечивала предоставление качественных сервисов для абонентов. Однако этого оказалось недостаточно: в определенный момент компания столкнулась с тем, что многие китайские смартфоны фабрик третьего эшелона не показывали KPI по качеству сигнала. В сетях третьего и четвертого поколения они не дотягивали порядка 35 % до необходимого уровня.

Анализ текущего состояния брака показал, что порядка 40 % приходится на проблемы с аккумулятором, 20 % - на брак дисплея и 10-15 % - на проблемы со связью. При этом надо понимать, подчеркнул Иван Лукьянов, что проблемы со связью также далеко не всегда свидетельствуют о проблемах на сети оператора. Примерно половина подобных проблем зависят от чипсета и его модемной части, а еще половина – непосредственно от разработчиков данных смартфонов.

К тому же надо учитывать и тот факт, что смартфоны производятся за пределами России. Следовательно, тестирования по модемной части ведутся также не у нас в стране. Но локальная специфика есть, поэтому тестировать их надо именно в России. Именно по данной причине было принято решение тестировать все смартфоны в собственной лаборатории. 

В 2016-2017 годах, когда тестирование только начиналось, порядка 90 % кнопочных телефонов проходили тест по качеству сигнала. И лишь порядка 10 % смартфонов удовлетворяли KPI. Благодаря тому, что «Лаборатория» начала взаимодействовать с производителями чипсетов и мобильных устройств, удалось за год повысить последний показатель до 70 % уже в рамках первого тестирования. «МегаФон» одним из первых стал внедрять требования к мобильным устройствам, чтобы повысить удовлетворенность клиентов качеством связи. Сейчас тестируются даже те устройства, которые еще не поступили в продажу.

Дополнительно проводится тестирование на наличие вредоносного ПО совместно с производителями антивирусов. Проверка осуществляется как в момент появления устройств на тесте, так и во время работы в сети. Если устройство проявляет некорректную активность, это можно выявить и пресечь. Так, например, выявлялись телефоны, которые звонили в Бангладеш, тратя деньги со счета абонента – за пределами России определить это было бы сложно. Однако подобные случае отражаются на лояльности абонента к оператору. «Абонент никогда не грешит на свой собственный телефон: он всегда считает, что виноват оператор. Чтобы минимизировать негатив, необходимо повышать качество устройств», - подчеркнул Александр Джакония, руководитель «Лаборатории МегаФон».

Команда «Лаборатории» - 16 человек. Это тестировщики и те, кто эксплуатирует сеть. Эксплуатация созданной в «Лаборатории» сети – важная составляющая работы подразделения, так как на сети необходимо создавать различные условия для тестирования, а перенастройка оборудования происходит по несколько раз в день.  

Сейчас, как рассказал Александр Джакония, подразделение тестирует порядка 600 устройств и прошивок устройств без учета инженерных прошивок Apple, которые появляются чуть ли не раз в неделю и устраняют проблемы на уровне чипсетов. Также здесь тестируются SIM-карты оператора. Кроме того, «Лаборатория» участвует в различных проектах «МегаФона», которые так или иначе связаны с пользовательским оборудованием. Пару лет назад количество тестов было существенно ниже.

Выросла и скорость тестирования. Еще недавно на тестирование одного смартфона уходило порядка 8 месяцев, а сейчас – 7 дней. При этом надо понимать, что скорость тестирования зависит от многих показателей. Один из них – изначальное качество смартфонов, но за последнее время качество устройств улучшилось.

Также на скорость проведения тестов влияет рост экспертизы команды. К сожалению, как отметил Александр Джакония, сотрудники иногда переходят на работу к вендорам, потому что на рынке РФ нет специалистов по пользовательскому оборудованию. Новых сотрудников приходится учить самостоятельно.

Третий драйвер – созданный список требований к устройствам, который предлагается вендорам. После его появления удалось сократить время на тестирование, а документ стал «живым» и теперь постоянно обновляется. В результате в июне 2018 года пришли к тому, что 100 % устройств протестированы, а это является гарантией качества.

Александр Джакония отметил, что чем более качественное устройство приходит на тестирование, тем короче время его вывода в ритейл. К сожалению, еще не удалось достичь такого уровня качества устройств, чтобы сразу после первого тестирования их можно было отправлять в продажу. Обычно требуются две-три итерации с доработками.

Дополнительным плюсом является то, что часто в «Лаборатории» присутствуют представителей вендоров, которые вместе с сотрудниками Лаборатории вносят необходимые изменения в прошивки. В результате примерно за месяц формируется устройство, которое можно продавать. 

При этом за прошедшее время были случаи, когда после тестирования компания отказывалась от сотрудничества с вендором. Сейчас же откровенно плохих смартфонов стало меньше, однако с запуском 5G история, по мнению Александра Джаконии, может повториться – это стандартный эволюционный путь к новой технологии.

Как отметил Герман Власкин, руководитель направления тестирования абонентских устройств компании Huawei, сотрудничество вендоров и оператора выгодно обоим. Так, «Лаборатория» позволяет эмулировать все сценарии работы пользователей – вплоть до аномальных. Прежде всего, это позволяет снизить нагрузку на сервисную линию самого вендора. Кроме того, жесткий контроль качества повышает лояльность пользователей к обоим брендам – и к оператору, и к производителю. 

К тому же, как пояснил Александр Джакония, плохие антенные решения мешают рациональному использованию частотного спектра, что влияет на затраты операторов и на качество связи для всех абонентов. Один из примеров связан со стандартом, согласно которому телефон должен «отваливаться» от сети на определенном уровне децибел. В Qualcomm посчитали, что, если в среднем по сети уровень чувствительности антенн всего парка устройств будет на 3 децибела меньше, чем положено по стандарту, потребуется построить на 50 % больше базовых станций. Так что оператор заинтересован в качестве смартфонов не только из-за необходимости поддерживать лояльность клиентов, а и из-за необходимости рационально инвестировать в развитие сети.

В дальнейшем «Лаборатория» планирует провести апгрейд собственной инфраструктуры под 5G. В «Лаборатории» уже 7 июня была продемонстрирована работа готового к коммерческому внедрению абонентского оборудования 5G на сети «МегаФон» в рамках тестовой зоны 5G. Живая демонстрация работы оборудования 5G на прототипе сегмента коммерческой сети «МегаФон» включала в себя стриминг видеофайла.

В качестве технической основы демонстрации было использовано оборудование радиодоступа Nokia – базовая станция Nokia AirScale 5G, которая является ключевым элементом архитектуры сети 5G Future X Nokia. Архитектурное решение Nokia использует полосу пропускания 400МГц в диапазоне 28 ГГц и активную антенну с поддержкой Massive MIMO. Дополняет картину тестовое устройство в форм-факторе смартфона на базе первого 5G модема серии Qualcomm Snapdragon X50 для работы в сетях 5G в миллиметровом диапазоне и диапазоне ниже 6 ГГц, которое поддерживает скорость нисходящего соединения до 5 Гбит/с.

Также в планах «Лаборатории» – эволюционное тестирование устройств с поддержкой 5G и решений IoT. Для Лаборатории это новое направление. Устройства «МегаФона» для умного дома уже тестировались в данном подразделении, поэтому есть понимание, что любой датчик – это тоже пользовательское оборудование, у которого, однако есть некоторые особенности. Но в принципе этот опыт показал, что тестировать данные решения возможно.

«У меня есть мечта: я хочу когда-нибудь построить безэховую камеру, которая позволила бы тестировать чувствительность антенн в абсолютно непроницаемой среде. Это был бы большой прорыв – в России этого нет, это было бы хорошо. Мы бы многое просто не брали на тест, потому что сразу бы определяли, что проблемы не в софте, а в железе. Но такая комната стоит от 15 млн долларов», - рассказал Александр Джакония.

Кроме того, данная камера позволила бы выявлять изменения комплектующих в новых партиях уже протестированных моделей. Ведь иногда бывает, что вендоры уже после тестов заменяют комплектующие на более дешевые, что негативно сказывается на качестве устройства в целом.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Оборудование

наверх
 
 
     
Оставить комментарий
Имя:
E-mail:
Комментарий (не более 2000 знаков):



     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

07.12.2018 Расходы на AR и VR в 2019 году превысят 20 млрд долларов

05.12.2018 К 2020 году пятая часть россиян будет работать удаленно

04.12.2018 SelectelTechDay пришел в Москву

28.11.2018 В поисках кадрового потенциала

26.11.2018 Дата-центр без права голоса

26.11.2018 Более полутриллиона рублей - объем продаж через соцсети в 2018 году

21.11.2018 Эпоха fraud-as-a-service уже здесь

16.11.2018 Спастись от черного ящика

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода