Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Игра на рисках: инвестиции в телекоме
03.10.2014 09:00
версия для печати
Вопросы оправданности и перспективности инвестиций в телекоммуникационной отрасли эксперты и игроки рынка обсудили на VII Петербургском инновационном форуме в рамках круглого стола «Инвестиции в телекоммуникационные проекты: вызовы времени, возможности и сдерживающие факторы», организованного ИД «Коммерсантъ». Максим Мейксин, председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга, выделил два основных риска для отрасли в связи санкциями: обеспечение комплектующих для уже используемого операторами оборудования и необходимость приобретать новое. И с тем, и с другим могут возникнуть сложности. Конечно, правительство ориентирует российские компании на использование оборудования локальных производителей, однако тут возникают вопросы качества. Кроме того, многие российские производители настолько ориентированы на зарубежный рынок, что в нашей стране о них просто не знают. Обусловлено это тем, что на российском рынке местные игроки не могут конкурировать с крупными вендорами. Российские потребители сетевого оборудования в ожидании последствий от санкций уже начинают подстраховываться, причем не за счет импортозамещения. Михаил Цыганков, директор по ключевым партнерам кластера космических технологий и телекоммуникаций, «Сколково», рассказал, что после объявления о санкциях продажи оборудования Cisco и Juniper Networks в России выросли в 6 раз, так как многие захотели закупиться впрок. В итоге российским производителям становится еще труднее, так как рынок сужается. Да и с тем оборудованием, которое номинально можно считать российским, есть сложности. Так, по данным, приведенным г-ном Цыганковым, локализация созданного в России оборудования невысока. К примеру, рязанская компания разрабатывает сетевое оборудование, которое затем выпускается в Китае, таким образом, локализация составляет лишь 15 %. Такое оборудование не позволяет создавать новые рабочие места, да и притока средств в российскую экономику от такого бизнеса немного. Перспективы тоже не слишком оптимистичны, так как, по оценкам самих игроков, в перспективе 4-5 лет можно будет выйти на показатели в 55-60 % локализации. Однако достигнуть 100-процентной локализации, скорее всего, не удастся никогда. Между тем, Сергей Долгопольский, директор по зарубежным проектам Департамента зарубежных вещательных проектов холдинга GS Group, рассказал, что производимое холдингом оборудование локализовано в достаточно высокой степени – благодаря производственным мощностям технопарка «Гусев». Хотя определить уровень локализацию в процентах спикер оказался не готов. В такой ситуации зарубежные рынки кажутся телекоммуникационным компаниям достаточно перспективными. Так, Сергей Долгопольский представил успешный, по оценкам компании, проект по выходу на рынок Бангладеш. Алексей Семенов, директор Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон», рассказал о том, как компания свой выстроила зарубежный бизнес. Однако он отметил, что выход в другие страны – довольно высокий уровень риска, что негативно влияет на оценки капитализации. Так что несмотря на успешность бизнеса оператора в Таджикистане, стратегия развития предполагает концентрацию на рынке России. Более того, г-н Семенов добавил, что как правило первые несколько лет оказываются для бизнеса более успешными, чем последующие, так что особо радоваться краткосрочным результатам не стоит. Ольга Цурюпа, заместитель руководителя корпоративного венчурного фонда GS Venture, отметила, что несмотря на позитивные оценки результатов развития телекоммуникационного рынка темп роста снижается и в ближайшем будущем увеличиваться уже не будет. Т.е., например, потенциал для увеличения абонентской базы оператора «Триколор ТВ» есть, но концентрироваться надо уже на другом – на потребностях «поколения С». По статистике, около 70 % абонентов ТВ одновременно с просмотром программ используют различные гаджеты, ощущают потребность в мультиэкранности. По прогнозам футурологов, через 10 лет каждый из нас будет носить на теле около 10 устройств, поэтому инвестировать надо именно в развитие таких смежных с телекоммуникационными возможностей. Что касается непосредственно перспектив развития и монетизации ТВ, то здесь Елизавета Капралова, директор по связям с общественностью «Триколор ТВ», нишу для развития видит в персонализации и индивидуализации. Андрей Балаценко, директор МРФ «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком», также подтвердил, что молодой зритель уже не хочет смотреть то, что ему предлагают: он хочет формировать свою программу, так что именно на предоставлении таких сервисов и надо концентрировать усилия ТВ-операторам. При этом наличие нескольких гаджетов требует возможности получения одной и той же услуги на каждом из них, не задумываясь об используемой технологии. Правда, взгляд некоторых игроков рынка отличается завидным пессимизмом. Так, Сергей Гусев, генеральный директор InterZet и «Дом.ру», считает, что рынок Северной столицы фактически «убит», ARPU падает, поэтому компания «Дом.ру» и остановила здесь собственные проекты, решив приобрести InterZet с готовой абонбазой. Единственный вариант развития г-н Гусев видит в том, чтобы приносить в регион те услуги, которые уже были апробированы в других регионах и зарекомендовали себя как привлекательные для абонентов. Такой подход позволит снизить затраты на развитие инфраструктуры и высвободить средства для инвестиций в инновации. То, что инвестировать в телеком внутри России довольно сложно, считают и другие эксперты. Так, Дмитрий Трутнев, заместитель директора Центра технологий электронного правительства, отметил, что для того, чтобы инвесторы давали деньги на российские проекты, необходима стабильность, которой в данный момент нет. Как показывает практика, к примеру, вкладывать средства в какие-то сервисы электронного правительства в России сложно, так как многие проекты бросаются на полдороги, а источник возврата средств совершенно непрозрачен – все проекты инициируются без учета экономической перспективности. Евгений Леонов, юрист «Пепеляев Групп», заметил, что в последнее время законодательные инициативы стали все сильнее влиять на телекомрынок. Прежде всего, негативное влияние окажут изменившиеся требования к хранению персональных данных. Напомним, что теперь обрабатывать ПД можно только на территории России. С одной стороны, это приведет к росту интереса к российскому рынку ЦОД и СХД. С другой стороны, остается много неясных моментов, (например, связанных с трансграничными переводами), при прояснении которых, безусловно, кто-то пострадает. Стимулом к развитию рынка телекомоборудования обещает стать разрешение на совместное использование операторами радиочастотного спектра. Также рост спроса на оборудование окажет влияние и необходимость переоценки устаревших основных средств и уплаты с них налога на имущество. Операторам будет выгоднее провести переоборудование, чем платить лишние налоги. А вот ввод 10-процентного сбора с продажи программного обеспечения, который фактически является новым налогом, по мнению г-на Леонова, может сказаться негативно на инвестициях в это направление. Примечательно, что об инвестиционном потенциале российской телекомотрасли в этот же день говорили и в рамках Инвестиционного форума ВТБ Капитал «Россия зовет!». В частности, Мэн Ваньчжоу, главный исполнительный директор компании Huawei, пояснила, что вендор и дальше будет наращивать инвестиции в экономику России, чтобы помочь развитию отрасли ИКТ, так как считает ее весьма перспективной. Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru) Рубрики: Фиксированная связь, Оборудование Ключевые слова: серверное, Cisco, сетевое оборудование, телекоммуникационное оборудование
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||