rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

ПМЭФ: «Ростелеком» намерен сделать Россию удобной

Компания «Ростелеком» в рамках ПМЭФ 2014 запустила бета-версию сервисно-поискового портала Sputnik.ru. Топ-менеджеры проекта заявили, что «Спутник» не претендует на лавры крупнейших поисковых систем, так как его функция – заместить таких игроков в нишах онлайн-бизнеса, которые тем не слишком интересны, и обеспечить интернет-пользователям решение повседневных задач, оградив юзеров от лишнего развлекательного и опасного контента. Кроме того, социально значимой целью проекта является привлечение в Сеть россиян, еще не имеющих опыта использования Интернета. Несмотря на это проект является в перспективе коммерческим: монетизация будет осуществляться по транзакционной модели, хотя использование рекламной модели также не исключается. Новый проект уже успел подвергся атакам хакеров, в связи с чем был ограничен доступ к сервисам из-за рубежа, но российские пользователи не почувствовали неудобств, по заверениям руководства портала.

Как отметил Алексей Басов, вице-президент ОАО «Ростелеком», в дальнейшем рост веб-сервисов будет осуществляться преимущественно за счет тех людей, которые на данный момент еще не являются интернет-пользователями. Доля таких россиян составляет около 37 %, тогда как ежедневно в Интернет выходят около 49 %. При этом новые сервисы, направленные на получение определенной нужной информации и услуг или взаимодействие с государством перетягивают аудиторию от развлекательных проектов.

На этой волне и должен «подняться» «Спутник» - проект, предполагающий не вовлечение в общение или развлечения, а предоставление упрощающей жизнь информации и облегчение взаимодействия с различными госслужбами и институтами. Так, пользователям предлагаются такие разделы, как новости или погода, причем фишкой последнего является прогноз на месяц.

Кроме того, через «Спутник» можно получить доступ к онлайн-телевидению. На данный момент пользователям доступно вещание более чем 40 каналов (через проект Zабава) и программа для 900 каналов, среди которых кабельные и спутниковые. Этот функционал доступен благодаря возможностям «Ростелекома» как правообладателя.

Среди инновационных сервисов создатели проекта выделяют поиск по лекарствам (планируется, что в процессе развития будут предоставляться и данные по дженерикам или аналогам искомого препарата), аптекам и заправкам. В частности, по заправкам в отдельно взятом населенном пункте можно найти цену на бензин определенному производителю или октановому числу. Как отметили создатели «Спутника», на сегодняшний день популярность этого сервиса оказалась выше курса валют, хотя последний выдаются автоматически при входе в раздел, посвященный финансам.

Еще одним нововведением является сервис «Мой дом». С его помощью можно получить максимум информации для определенного адреса, в том числе – почтовый индекс, адреса и телефоны обслуживающих дом организаций и даже в некоторых случаях имена и контактные данные участковых полицейских. Правда, пока не для каждого дома доступна вся информация. Как оказалось, базы данных в различных регионах очень отличаются по наполнению, однако в будущем разработчики намерены постепенно унифицировать «выдачу».

Также разработчики делают ставку на раздел «Удобная Россия», с помощью которого будет обеспечиваться взаимодействие с госслужбами. В нем будет располагаться информация о необходимых услугах, среди которых запись детей в школу и детский сад, получение материнского капитала и так далее. При этом данный раздел будет интегрирован с порталом «Госуслуги»: при поисковом запросе пользователь будет получать в том числе и ссылку на соответствующую страницу «Госуслуг».

Как и весь портал «Спутник», данный сервис функционирует в режиме бета-теста, поэтому поисковая выдача не полностью корректна. В частности, пока не учитывается региональная специфика запроса, однако идет доработка и в будущем ответы будут учитывать региональную специфику.

Кроме того, несмотря на заявления об отстраненности проекта от сферы развлечений и общения, в поисковой выдаче будут присутствовать и «В Контакте», и «Одноклассники». Как отметил Михаил Козлов, директор по продуктам компании «Спутник», в социальных сетях есть много нужной и полезной информации, а не только развлекательный контент.

Особенностью сервиса станет и то, что на первые места в поисковой выдаче будут искусственно выводиться наиболее достоверные источники. К примеру, федеральное издание априори является более достоверным источником, чем блоги (хотя и от блогов отказываться не будут). Т.е. кроме стандартных параметров отбора информации разработчики добавили и собственные, влияющие на весомость того или иного источника или новости.

Для выбора наиболее приоритетного ответа на поисковый запрос (релевантности выдачи)  компанией используется труд асессоров, которые в ручном режиме выбирают «правильные» результаты поисковой выборки. Их в компании несколько десятков, хотя они и не входят в штат. Для минимизации влияния человеческого фактора при работе асессоров используется повторение одного и того же задания. Если результаты выбора нескольких асессоров совпадают, то их решение вводится в машину, отвечающую за алгоритмы обучения. Таким образом создается база эталонных шаблонов поисковых ответов. Если же выбор не совпадает, то задача передается экспертам более высокого уровня. Создатели проекта отметили, что использование асессоров – стандартная практика поисковых систем.

Кстати, особенностью портала «Спутник» будет являться присутствие определенной цензуры: на «нежелательные» вопросы ответ можно будет и не получить. К примеру, интернет-сообщество уже заметило, что в ответ на провокационные запросы типа «мокрые киски» система действительно выдает картинки с кошками. Хотя то же сообщество заметило, что в принципе при подборе запроса можно добиться и «скомпрометированной» выдачи. Как отметил Алексей Басов, работа поисковой системы в этом отношении аналогична борьбе замка и отмычки: это бесконечный процесс, при котором и та, и другая стороны вынуждены модифицироваться под влияние друг друга. Однако разработчики проекта уверены, что им удастся создать безопасную среду, в которой не будет порно, экстремизма и суицидальных настроений.

В «Спутнике» есть и карты, которые считаются одним из важнейших инфраструктурных сервисов, к которому привязаны другие сервисы. В связи с этим по крайней мере в ближайшее время, к примеру, не появится вида со спутника: на таком изображении слой с важным для проекта специфическим функционалом будет плохо виден. Этим же обусловлено и отсутствие планов по созданию или приобретению контента для панорам. Также на ближайшее будущее нет планов по запуску почтового сервиса, хотя полностью отрицать возможность появления почты руководство проекта также не торопится: вопрос рассматривается, но акцент в развитии сейчас делается на совершенствовании и доработке существующих сервисов, а не запуске большого количества новых. 

В целом топ-менеджеры проекта не ставят задачи сравняться по функционалу с крупнейшими поисковиками. Да и планов по «оттягиванию» на себя существенной доли рынка поиска у компании нет. Это обусловлено, в частности тем, что доля поисковиков определяется по количеству переходов, а стратегия «Спутника» - формировать поисковую выдачу таким образом, чтобы вся нужная информация была видна без перехода – в специальных виджетах.   

Хотя проект называется социальным и ориентирован на привлечение тех, кто еще не имеет опыта пользования Интернетом, разработчики не ставили целью создание облегченного или упрощенного интерфейса. Они уверены, что современные технологии и так достаточно дружелюбны и интуитивно понятны. Сайт уже оптимизирован для работы с мобильных устройств, но в будущем возможен и выпуск специальных приложений для различных мобильных ОС.

Сам проект является все-таки коммерческим. Планируется, что базовой для монетизации станет транзакционная модель, которая предполагает получение комиссии за совершение тех или иных транзакций через сервисы сайта. Однако не отрицается возможность использования и рекламной модели, хотя идея поисковика без рекламы руководству и кажется весьма привлекательной. Продвижение проекта начнется ориентировочно в следующем году, когда бета-тестирование будет завершено. Пока же разработчики активно мониторят отзывы пользователей, которых за первый день после старта оказалось более 200 тыс. Кроме пиковой для стартующего проекта нагрузкой проверкой оказались и хакерские атаки, с которым пришлось столкнуться в первый день запуска. Им удалось противостоять: российские посетители сайта не заметили ничего, однако зарубежный трафик на портал был ограничен. Как отметили топ-менеджеры проекта, это временная мера, и в дальнейшем доступ к сайту будет открыт.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Web

Ключевые слова: ПМЭФ, Ростелеком

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода