Объем рынка бытовой техники и электроники в 2013 году оценивается в 1157 млрд рублей, что на 2,4 % больше, чем в 2012 году. Доля компании «М.Видео» выросла за год на 11 %, тем самым, общая доля компании на рынке БТиЭ составила 13,3 %. Большая часть покупок по-прежнему осуществляется в магазинах сети, объем продаж за год составил 165 млрд рублей. Однако отмечается тенденция к увеличению объема интернет-заказов – в 2013 году продажи в этом сегменте достигли 9,7 млрд рублей, что на 115 % выше показателя 2012 года.
Количество интернет-магазинов в 2013 году увеличилось до 52, тогда как в 2012 году их было всего 17. Доля покупок через сеть в общем объеме продаж на конец 2013 года составляет 7 %. Рост за год на 2,6 %. Средний чек в интернет магазине с 2012 года по 2013 год увеличился на 8 тыс. рублей, составив 13 тыс. рублей. Ожидается, что в 2014 году основным сегментом в интернет-магазинах станут смартфоны, в частности, устройства с богатым функционалом и нестандартным дизайном. С точки зрения функциональности лидерами продаж должны стать смартфоны с высоким разрешением экрана и поддержкой LTE. В дизайне популярными будут необычные цветовые решения. А-бренды представят рынку доступные по цене смартфоны, а также в качестве дополнения к устройствам люди будут все чаще покупать Smart-часы.
Данная категория появилась в середине 2013 года и стала новым трендом в индустрии мобильных гаджетов. В неё входят Smart-часы, Smart-браслеты, фитнес-трекеры, спортивные часы и т.д. Возможности этих устройств, довольно разнообразны. Не доставая смартфон пользователь может отвечать на звонки, читать SMS-сообщения, электронную почту, сообщения в социальных сетях и новости. Возможно также пользоваться адресной книгой, слушать музыку, узнавать погоду и выходить в Интернет. Рост рынка этих гаджетов должен увеличиться в два раза в 2014 году.
Продажи смартфонов в 2013 году увеличились на 37,7 %, таким образом, объем этого рынка составил 186 млрд рублей в финансовом выражении и 19,3 млн в штучном выражении. Доля «М.Видео» в этом сегменте увеличилась на 39 %. Что касается операционных систем, то в 2013 году осталось только три действующих игрока – Android, iOS и Windows Phone, тогда как в 2012 году было представлено 5 мобильных ОС. Отмечается также, что средняя цена смартфонов падает. В 2013 году стоимость снизилась на 10 % в целом на рынке и на 8 % в сетях «М.Видео».
Доли покупок в кредит составляет 15,6 %, притом доля сегментов поделена примерно поровну: 24,7 % покупателей приобретают компьютеры, такое же количество приходится на смартфоны и планшеты, чуть меньше (20,1 %) на ТВ/АВ, категория «другие» достигла 31,1 %. Способ оплаты покупок также делится примерно на две части: 57 % всех покупок оплачивается наличными, тогда как оставшиеся 43 % приходятся на безналичный расчет.
Что касается сегмента наушников и внешних аккумуляторов, то отмечен переход от «обычных наушников» к наушникам-гарнитурам и Bluetooth-наушникам. Все больше людей используют свои гаджеты для прослушивания музыки и для общения по мобильной связи и Skype. Разница в цене между «обычными» наушниками и наушниками-гарнитурами незначительна. Ожидается, что в текущем году продолжит расти популярность накладных наушников с высоким качеством звучания и стильным дизайном. Спрос на этот сегмент устройств стимулируется как ростом числа предложений от известных брендов (Beats, Sony и др.), а также усилением позиций и расширением ассортимента B-брендов. Объем рынка наушников в 2013 году оценивается в 7,5 млрд рублей, в штучном выражении – 12,8 млн штук. Что касается типов наушников, то 65 % проданных устройств – наушники-вкладыши, оставшиеся 35 % приходятся на полноразмерные аудиоустройства.
Потребность людей в стремлении оставаться всегда на связи стимулировала производителей оборудования на создание внешних аккумуляторов: устройств, позволяющих подзарядить аккумулятор мобильного устройства даже тогда, когда под рукой нет розетки или другого зарядного устройства. Данный сегмент только развивается, но тенденция к его укреплению в будущем уже прослеживается.
Рынок планшетов продолжает расти: в 2013 году на рынок вышли известные игроки компьютерного рынка – HP, Dell, Toshiba, а также бренды второго эшелона – Haier, Supra. Отмечается падение средней цены за гаджет, что обусловлено увеличением продаж B, C –брендов, а также снижением цен у топовых игроков – Asus, Samsung, Acer, Sony. В 2014 году продолжит расти доля планшетов с высоким разрешением и поддержкой 4G/LTE и устройств с диагональю более 12 дюймов. Объем рынка планшетов в 2013 году оценивается в 79 млрд рублей. Увеличение за год составило 55 %. Больше всего гаджетов продается с предустановленной ОС Android (66,6 %), устройства от Apple получили 29,1 %, оставшиеся 3,9 % приходятся на устройства с Windows.
Рынок ПК, в свою очередь постепенно сокращается. Нишу, которые ранее занимали нетбуки, уверенно занимают планшеты стоимостью около 10 тыс. рублей. «Провалом» года эксперты называют результаты продаж Chromebook, которые не оправдали ожиданий рынка. Также с рынка уходит один из топовых игроков последних лет – компания Samsung. Доля ноутбуков этого вендора сократилась к концу 2013 года в несколько раз и продолжает уверенно сокращаться. Также ожидается, что данный сегмент в скором времени покинет Sony, продав свое подразделение VAIO. Объем рынка ноутбуков сократился в 2013 году на 18 % и составил 130,2 млрд рублей.
Что касается сегмента внешних жестких дисков, то с каждым годом рост этой части рынка только увеличивается. В 2013 году было продано более половины внешних жестких дисков с ёмкостью более 1 Тб. Компания «М.Видео» сообщает о 70 % доле таких дисков в продажах. Ещё одним трендом прошлого года стало создание «домашнего облака». Пользователи все чаще хранят свои файлы на домашнем диске, к которому есть постоянный доступ через Интернет из любой точки мира. Для большого объема данных это идеальный вариант, так как за 500 Гб в сетевом хранилище Dropbox придется платить до $500 в год, тогда как жесткий диск с 2 Тб памяти стоит примерно 5-6 тыс. рублей.
Объем продаж в сегменте портативных игровых консолей продолжает снижаться. Это связано с переходом геймеров на альтернативные портативный устройства: планшеты, смартфоны. Этим же объясняется и возрастание популярности карточек AppStore, которые реализуются в розничной сети «М.Видео». Покупатели все чаще отдают предпочтение удобству использования одного устройства, несмотря на то, что качество графики и удобство игры на профессиональной портативной игровой консоли и на смартфоне несопоставимы.
Стационарные консоли, наоборот, показали в 2013 году уверенный рост в 20 %. Это связано не только со стартом продаж новой платформы PlayStation 4, но и выходом ожидаемых игр, таких как GTA V и Last of Us. Во втором полугодии 2014 года начнется продажа новой игровой консоли – Microsoft Xbox One, что должно укрепить интерес к игровой индустрии.
Рост продаж консолей в сети Интернет составил 35 %. В сети «М.Видео» этот показатель превзошел 300%. Это говорит о том, что российские покупатели предпочитают покупать игровые товары на надежных и проверенных ресурсах, которые предоставляют не только гарантию, но и качественный сервис. Тройка лидеров по продажам стационарных игровых консолей представлена PlayStation 3 в различных конфигурациях.
В отчете также представлены тренды на 2014 год. Ожидается, что сохранится фокус ритейлеров на развитие интернет-канала и интегрированных продаж. Государственное регулирование в области интернет-торговли будет усиливаться, а также продолжится дальнейший вывод из тени рынка e-commerce и дальнейшая консолидация.
Автор: Сергей Мелешков (meleshkov@mskit.ru)
Рубрики: Маркетинг, Торговые сети