Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
Wi-Fi на транспорте. Примеры и перспективы
21.08.2013 07:00
версия для печати
По данным исследователей J’son & Partners Consulting, основные предпосылки возникновения спроса на Wi-Fi-доступ на транспорте связаны со следующими основными причинами: транспортное средство, как правило, обладает заведомо ограниченным числом потенциальных потребителей и малой площадью рабочего покрытия, что нивелирует врожденные недостатки технологий семейства 802.11. Кроме того, существует очевидная потребность в услуге онлайн-доступа во время длительных перемещений со стороны пассажиров, как с целью решения рабочих вопросов, так и в информационно-развлекательных целях. Не стоит также забывать о том, что предоставляя абонентам доступ через Wi-Fi, оператор увеличивает проникновение услуг и лояльность к бренду, а транспортная компания повышает привлекательность своих услуг и конкурентоспособность на рынке. Среди основных направлений использования Wi-Fi на транспорте эксперты выделяют выделить наземный общественный транспорт (троллейбусы, автобусы, трамваи), железнодорожный транспорт и метрополитен, авиационный транспорт, морской транспорт, личный транспорт, телематика и М2М, а также проекты в рамках «Умный город». «В целом, монетизация сервисов Wi-Fi является одной из ключевых проблем для провайдеров, планирующих развитие таких сетей на общественном транспорте. Поэтому для того, чтобы правильно выбрать ту или иную бизнес-модель, оператор должен внимательно изучить своих пассажиров, демографический состав, степень проникновения смартфонов, наиболее часто используемые онлайн-сервисы, ожидания потребителей и так далее. Если с учетом всего этого стратегия будет выбрана неверно, транспортная компания может получить отрицательный опыт, столкнувшись с негативной реакцией и критикой со стороны пользователей на плохое обслуживание», - отмечается среди прочего в исследовании J’son & Partners Consulting. Сети Wi-Fi на транспорте организовываются с целью предоставления пассажирам услуг интернет-доступа, либо в рамках создания более масштабных инфраструктурных проектов. В первом случае, как правило, на транспортном средстве устанавливается модем с функцией роутера, который соединяется с опорной сетью с помощью сетей 3G/LTE/WiMAX либо с использованием спутникового канала. Во втором случае используются таак называемые mesh-сети, основанные на децентрализованной схеме организации, где точки доступа не только предоставляют услуги абонентского доступа, но и выполняют функции маршрутизаторов/ретрансляторов для других точек сети. Перед классической архитектурой «сотовая сеть/роутер Wi-Fi» топология mesh имеет ряд преимуществ, так как она была специально создана для организации высокоскоростных устойчивых симметричных радиоканалов. Mesh-сети обеспечивают большую пропускную способность (до нескольких десятков Мбит/с) на мобильный объект, перемещающийся со скоростью до 250 км/ч. Как правило, ограниченная пропускная способность внешнего канала доступа (обычно она составляет 2-4 Мбит/с) не позволяет предложить пассажирам что-то большее, чем простой веб-серфинг, социальные сети и работу с электронной почтой. В целом, этого достаточно при коротких поездках по городу. В то же время, на транспортном средстве, особенно на дальних перевозках, может быть развернута многофункциональная развлекательная система с локальным хранением HD-контента, который может раздаваться по требованию (и за отдельную плату) по внутренней замкнутой сети Wi-Fi. В целом, мировой рынок услуг Wi-Fi на транспорте аналитики разделяют на два основных сегмента: это оказание услуг на городском пассажирском транспорте (трамвай, троллейбус, автобус, такси, метро) и оказание услуг пассажирам дальних рейсов на различных видах транспорта (железные дороги, междугородные автобусы, авиалайнеры, морские суда). Для проектов Wi-Fi на городском пассажирском транспорте характерно наличие хорошо развитой инфраструктуры сетей 3G/4G, что сводит капитальные затраты по ним к установке простых и доступных абонентских точек доступа (за исключением метро), а также затратам на передачу трафика. Поэтому, как правило, такие проекты получают значительное распространение ввиду минимальных затрат и высокой рекламной эффективности. В целом их можно отнести к имиджевым или спонсорским, коммерческой прибыльности от них ожидать трудно. Что касается развития сетей Wi-Fi в сегменте дальнемагистральных пассажирских перевозок, то для них характерно ограниченное развитие наземной сетевой инфраструктуры, что требует либо массовых инвестиций в ее развитие, либо дорогого спутникового оборудования и высоких затрат на аренду каналов. Особенностью этого сегмента является практическая невозможность использования обычного недорогого оборудования - оно должно быть специальным образом защищено и сертифицировано, что существенно увеличивает его конечную стоимость. С другой стороны, из-за относительно слабого покрытия сетей 3G/4G, потребность в онлайн-доступе посредством Wi-Fi сильно возрастает, и только усиливается в условиях большой продолжительности таких поездок. В итоге, услуги онлайн-доступа по Wi-Fi могут стать ключевым конкурентным преимуществом транспортной компании и реальным средством увеличения пассажиропотока и улучшения пользовательского опыта. Говоря о бизнес-моделях при реализации проектов Wi-Fi на транспорте эксперты указывают на три основных: спонсорская, платная и гибридная. Спонсорская бизнес-модель с бесплатным предоставлением доступа Wi-Fi, наиболее распространена в проектах на городском пассажирском транспорте. Стоимость оборудования и затраты оператора на передачу трафика могут, с одной стороны, компенсироваться предоставлением рекламных площадей оператору на самом транспорте либо рекламными заставками, с другой – непосредственно муниципалитетом либо в рамках различных дополнительных договоренностей оператора и транспортной компании. Для сегмента дальнемагистральных перевозок с большими затратами на развертывание сети и агрегацию трафика, доминирующей бизнес-моделью становится платная. Гибридная бизнес-модель подразумевает, с одной стороны, бесплатный Wi-Fi доступ, но лишь для части пассажиров (бизнес-класс, в рамках программ лояльности и так далее). С другой стороны, - предоставление Wi-Fi доступа всем, но с какими-либо ограничениями (как правило, по времени пользования). Обычно это 15-60 минут бесплатного доступа в день, далее - доступ платный. Другой вариант этой модели – неограниченный доступ по времени с небольшой скоростью, и повышение скорости доступа за плату. «Бизнес-модель с бесплатным для конечного пользователя доступом Wi-Fi становится сегодня доминирующей на развитых конкурентных рынках. По оценке экспертов, на каждый евро, заработанный компанией на платном Wi-Fi доступе, приходится минимум 5 евро от роста продаж билетов вследствие предложения пассажирам бесплатного Wi-Fi на борту. В целом, бизнес-кейсы внедрения Wi-Fi на транспорте практически никогда не достигают окупаемости за счет непосредственно предоставления интернет-доступа для конечных пользователей. Их бизнес-эффективность и даже прибыльность стоит рассматривать исключительно в рамках той дополнительной ценности для потребителя, которую они создают по отношению к базовым услугам (услуги пассажирских перевозок), и как следствие, увеличивают и потребление», - отмечено в исследовании J’son & Partners Consulting. В зависимости от выбранной бизнес-модели, различным будет и уровень проникновения услуг Wi-Fi на транспорте. Как правило, число пользователей бесплатного Wi-Fi на порядок превышает число пользователей платных сервисов. Говоря о развитии проектов Wi-Fi на транспорте в мире, аналитики J’son & Partners приходят к выводу о своеобразной «специализации» регионов. Например, в Европейском Союзе в условиях большой популярности высокоскоростного железнодорожного транспорта, больше всего проектов Wi-Fi связано именно с ним. В США, из-за традиционного доминирования автотранспорта, самые крупные проекты Wi-Fi на транспорте связаны с автобусными компаниями. Кроме того, мобильность населения США, его высокая платежеспособность и развитость рынка авиаперелетов внутри страны в целом, привели к масштабным проектам по предоставлению услуг Wi-Fi и на борту авиалайнеров. Что касается стран Юго-Восточной Азии, то проекты Wi-Fi здесь, в основном сконцентрированы в Японии и Китае, а основная ставка, как и в Европе, делается на предоставление услуг доступа на высокоскоростном железнодорожном транспорте. Перед остальными развивающимися странами, более актуальными задачами являются строительство и модернизация транспортной инфраструктуры, повышение платежеспособности населения и развитие национальных экономик в целом, чем конкурентная борьба за увеличение пассажиропотока на единицы процентов и повышение уровня предоставления услуг транспортными компаниями развитых стран. Что касается основные проектов в России, то по данным экспертов, российские сотовые операторы «большой тройки» развивают проекты Wi-Fi на различных видах транспорта в различных федеральных округах. При этом наметилась определенная специализация операторов. Например, «МегаФон» делает ставку на развертывание сетей Wi-Fi на железнодорожном транспорте с прицелом на платный доступ и коммерческий успех, попутно развивая сопутствующую инфраструктуру и занимаясь ликвидацией «белых пятен» в своей сети 3G. «ВымпелКом» активнее всего развивает проекты на городском общественном транспорте с бесплатным доступом (трамваи, троллейбусы, автобусы и такси), как по рекламной модели, так и по модели расчетов с транспортными предприятиями. Также «ВымпелКомом» был реализован пилотный проект по предоставлению WiFi на Сокольнической линии московского Метрополитена. МТС, в свою очередь, развивает Wi-Fi как на железнодорожном, так и на городском транспорте, и реализует как коммерческую, так и рекламную модель. При этом в случае, когда сервис предоставляется на коммерческой основе, в отличие от схемы, используемой компанией «Мегафон», МТС взимает плату с транспортного предприятия, а не с конечного потребителя услуги – пассажира. Отдельно стоит отметить масштабный пилотный проект МТС в Московском метрополитене по оборудованию всех 180 вагонов кольцевой линии точками доступа Wi-Fi. В конце 2012 - начале 2013 года московский метрополитен при содействии департамента транспорта Москвы несколько раз объявлял аукцион на строительство сетей сотовой связи с возможностью подключения к Wi-Fi, однако крупнейшие операторы сочли такой проект для себя экономически невыгодным и проигнорировали торги. В результате в конце июля 2013 года победителем аукциона на строительство и эксплуатацию сети Wi-Fi стала компания «Максима Телеком», которая планирует окупить проект за счет рекламы. В исследовании J’son & Partners Consulting отмечено: «Коммерческие перспективы развития российского рынка услуг Wi-Fi на транспорте в основном связаны с железнодорожными пассажирскими перевозками, в то время как совместные проекты с муниципалитетами на городском общественном транспорте еще находятся на стадии «обкатки» бизнес-моделей и пока что носят, скорее, имиджевый характер». К основным драйверам роста рынка Wi-Fi на транспорте в мире эксперты J’son & Partners Consulting относят стремительный рост проникновения и удешевление смартфонов, «планшетов» и других устройств, поддерживающих Wi-Fi. Отмечен также сравнительно быстрый рост благосостояния населения стран БРИК и ЮВА, а также реализация Китаем масштабных инфраструктурных проектов. К драйверам также относят преимущества самих технологий семейства 802,11 (дешевизна, массовость и универсальность), масштабное сотрудничество и роуминговые соглашения между владельцами крупнейших сетей Wi-Fi, а также растущую роль Wi-Fi в разгрузке трафика сетей 3G/LTE. Что же касается сдерживающих факторов развития сетей Wi-Fi на транспорте, то, прежде всего, это существующая на сегодня ограниченность рынка. Услуга доступа Wi-Fi на транспорте является либо премиальной (бизнес-класс в поездах, авиалайнеры и морские круизы) с потенциально ограниченной аудиторией, либо – массово доступной, но напрямую конкурирующей с уже работающими сетями 3G/LTE как в случае с городским муниципальным транспортом. Что касается прогнозов, то со ссылкой на данные Informa Telecom & Media, в исследовании указано, что в ближайший год на хот-споты на транспорте придется 15,8% разгруженного трафика сетей 3G, - столько же, сколько и на хот-споты в кафе и ресторанах. В целом тенденция дальнейшего увеличения разгрузки мобильного трафика за счет сетей Wi-Fi будет лишь нарастать, достигнув к 2017 году уровня 46%. Это положительным образом скажется на росте рынка Wi-Fi, в том числе и на транспорте. Автор: Тимофей Белосельцев (info@mskit.ru) Рубрики: Мобильная связь, Интернет Ключевые слова: Wi Fi сети, хот-спот, wi fi, wifi, телекоммуникационный оператор, телекоммуникационные услуги
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада14.10.2024 Postgres Professional инвестирует 3 млрд рублей в развитие экосистемы продуктов на базе Open Sourceз> 14.10.2024 Мошенники создают поддельные сайты интернет-магазиновз> 11.09.2024 ФАС вновь возьмется за операторов связиз>
|
||||