rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Инновации. Потенциал и барьеры

Компания KPMG представила результаты глобального опроса, темой которого стали инновационные технологии. В ходе исследования были проанализированы мнения 811 руководителей технологических компаний по всему миру, в том числе 33 представителей России, о перспективах сектора инноваций и технологий. В свою очередь, ряд представителей компаний, работающих на российском рынке, высказали свое мнение о технологических направлениях, способных оказать влияние на бизнес в нашей стране, а также отметили препятствия и барьеры, которые существуют в России для развития новых технологий.

Целью исследования, проведенного KPMG, было определить уровень разных стран в области развития революционных технологий, выявить имеющиеся в мире инновационные тенденции и оценить масштаб изменений, происходящих в этой сфере. Из российских компаний в опросе приняли участие 14 «стартапов», 11 средних и шесть крупных ИТ-компаний, а также два «бизнес-ангела».

Говоря об общемировой ситуации, эксперты KPMG отмечают, что 37% респондентов ответили, что США обладают наибольшим потенциалом для совершения прорыва в области революционных технологий. В то время как в пользу Китая высказалось 24%. 10% респондентов предсказывают успех в этой области Индии, далее по списку идут Корея (7%), Япония (6%) и Израиль (6%). Россия здесь делит вместе с Великобританией 9–10 место (1%).

По сравнению с аналогичным исследованием прошлого года, в этом году меньше респондентов верят в появление у Силиконовой долины как центра инновационных технологий серьезного конкурента. В этот раз меньшее количество респондентов (33%), чем в 2012 году (44%), посчитали вероятным, что в ближайшие четыре года центр разработки технологий сместится из Силиконовой долины в какую-либо другую страну мира. Эти результаты еще раз подтверждает уверенность участников исследования в том, что США на ближайшие несколько лет останутся основным мировым центром технических инноваций. И неудивительно, что лишь 25% респондентов из США считают вероятным, что мировой центр технологий сместится из США в другую страну. Однако в этом году 64% респондентов из Индии и 49% из Китая ответили, что, по их мнению, центр разработки инноваций поменяет регион.

При этом, респонденты, полагающие что центр инноваций поменяет свой регион, считают, что именно Китай станет наиболее вероятным преемником США. Правда, по мнению российских респондентов, вместе с Китаем (27% российских респондентов) Россия также в ближайшие годы заявит о себе в качестве одного из лидеров инновационных технологий (33% российских респондентов – в прошлом году так считали 30% российских респондентов).

Отвечая на вопрос относительно факторов, имеющих наибольшее значение для развития инновационных технологий, более трех четвертей опрошенных во всем мире заявили, что самый существенный фактор развития инновационной деятельности – это кадровый потенциал. Второе место заняла доступность технологической инфраструктуры (69%), третье – возможность введения той или иной технологии в широкое обращение (68%), а четвертое – доступ к капиталу (66%).

Российские респонденты среди факторов, влияющих на развитие инновационных технологий, выделили в первую очередь наличие квалифицированных специалистов и развитие инновационного мышления, а также образовательные программы, и лишь затем отметили инфраструктурные или финансовые факторы (наличие технологической инфраструктуры, доступ к капиталу). Зарубежные коллеги согласны с тем, что наличие кадрового ресурса играет решающую роль, но при этом респонденты из США считают не менее важным доступ к капиталу, а респонденты из Китая и Индии отмечают значительную роль государственного стимулирования инновационной деятельности.

Также российские респонденты в рамках опроса KPMG, в отличие от респондентов из остальных стран – участниц исследования, основным барьером на пути к коммерциализации инновационных технологий называют государственное регулирование (33%), тогда как зарубежных коллег больше тревожит вопрос безопасности данных, прежде всего, относящихся к частной жизни.

По просьбе ИД «РПР-Группа», высказали свое мнение о препятствиях и барьерах, которые существуют в России для развития новых технологий и представители некоторых компаний, работающих на российском рынке.  Анастасия Киселева, директор по маркетингу компании Delta Electronics говорит следующее: «Одним из основных препятствий для развития новых технологий в России является несовершенство государственных программ по поддержке инновационной деятельности. В то же время, многие компании пока не готовы принять нововведения в силу дороговизны инвестиций в инновации, либо по причине высокой сложности внедрения предлагаемых решений, либо в силу опасений, связанных с безопасностью корпоративных данных. Перспективы в преодолении барьеров для развития новых технологий есть, но это долгосрочный процесс, заключающийся в двусторонней работе государства и бизнеса. Прежде всего, здесь очень важно прийти к общему пониманию инновационных возможностей, как для государственных организаций, так и для коммерческих компаний».

Советник президента группы компаний MAYKOR Людмила Машкова, в свою очередь, указывает на следующий аспект: «Многие компании не хотят прозрачности, поэтому у них нет желания внедрять что-то новое. Это связано с «особенностями» ведения бизнеса в России. Также важным фактором для стимулирования инноваций является определенная корпоративная культура, поддерживающая любые инициативы сотрудников. В России таких предприятий единицы, и они сосредоточены в основном в сегменте малого бизнеса. При этом они не имеют ресурсов для коммерциализации возникшей идеи или технологии. Сейчас руководство многих крупных компаний объявляет курс на инновации, но неспособность создать открытую для новых идей корпоративную культуру сводит данные начинания на «нет».

Считает, что основной барьер для развития технологий в России – это общая неблагоприятная экономическая ситуация, заместитель генерального директора по перспективным направлениям бизнеса компании КРОК Александр Хлуденев:  «Понятно, что ИТ – часть всего рынка, от состояния которого зависит динамика нашей отрасли. В 2012 году она демонстрировала небольшой рост, который, между тем, был ниже, чем в 2011 году. В перспективе значительного улучшения показателей пока ждать не приходится. Однако, остается надежда на появление новых источников финансирования и рост заинтересованности заказчиков в тех технологиях, которые помогут найти скрытые источники экономии – энергоэффективные  и энергосберегающие технологии, например», - говорит он.  

Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека», так прокомментировал существующую проблематику: «Основной барьер в России – это «необязательность развития». Существенные нефтяные доходы вместе  с  отсутствием реальной конкурентной среды во многих отраслях, коррупция и отсутствие справедливого правосудия – всё это, с одной стороны, «расслабляет» бизнес, а с другой стороны, вносит слишком большую неопределенность для инвесторов рынка инноваций. Кроме того, из-за «перегретого» рынка труда, у ИТ-специалистов достаточно высокие  зарплаты, что фактически закрывает для России рынок оффшорного программирования. Инновации не могут появиться из ниоткуда, необходимо наличие инфраструктуры: качественная система образования, спрос на инновации со стороны бизнеса, повышение престижа профессий с высоким интеллектуальным уровнем, интеграция в мировые тенденции. Один технопарк не решит этого вопроса, изменения должны идти от государства на системном уровне».

Возвращаясь к исследованию KPMG, на вопрос о том, какие технологии приведут к качественному преобразованию бизнес-среды для предприятий, представители технологических компаний во всем мире назвали технологии «облачных» вычислений, мобильные технологии и технологии обработки большого объема данных как имеющие наибольший потенциал. 

Что касается нашей страны, то наиболее перспективными технологическими направлениями, которые окажут существенное влияние на ведение бизнеса в ближайшие три года, российские участники исследования считают технологии искусственного интеллекта (15%) и поисковые технологии (12%). Данные технологии, по мнению российских участников исследования, будут способствовать повышению бизнес-эффективности (36%) и оптимизации затрат (18%). Однако российские респонденты высказывают опасения, что распространению этих технологий среди предприятий может помешать тот факт, что в восприятии самих компаний внедрение подобных технологий технологически сложно (33%) и финансово слишком дорого (18%).

Представители опрошенных ИД «РПР-Группа» компаний, говоря о технологических направлениях, способных оказать существенное влияние на ведение бизнеса в ближайшие годы, отмечают следующее:  «На российский бизнес существенное влияние окажут не только «облачные» и мобильные технологии, но и технологии энергоэффективности. В ближайшем будущем внимание многих руководителей российских компаний будет сконцентрировано прежде всего на двух вопросах: сокращение капитальных и текущих затрат, обеспечение бизнеса новыми конкурентными преимуществами.  Для решения первого вопроса перед российскими компаниями будет стоять задача внедрения технологий, позволяющих оптимизировать затраты как при приобретении оборудования и ПО, так и во время эксплуатации и на этапе модернизации. В данном контексте набирающим популярность решением проблемы является применение «облачных» технологий для обеспечения гибкости бизнеса и внедрение энергоэффективных решений для поддержки ИТ-инфраструктуры в бесперебойном и экономичном режиме.  С целью разработки новых конкурентных преимуществ компании все чаще отдают предпочтение внедрению мобильных приложений и программного обеспечения для совместной работы», - говорит Анастасия Киселева.

Анатолий Волков, заместитель генерального директора компании РДТЕХ по продажам говорит следующее: «Я бы выделил три основных тренда. Первый - технологический консалтинг: комплекс мероприятий от разработки ИТ-стратегии компании до подготовки решений для оптимизации существующей ИТ-инфраструктуры и бизнес-приложений, в том числе, и передача  непрофильных задач на аутсорсинг для повышения эффективности и возможности ИТ-персонала сосредоточиться на ключевых бизнес-задачах. Второй - мобильные технологии, то есть все, что связано с переносом рабочего места сотрудника в его мобильный телефон  или «планшет». Начиная от электронной почты и офисных приложений и заканчивая доступом к корпоративным системам, а также к сервисами для совместной работы. Третий тренд -  «облачные» технологии и сервисы, работающие по SaaS-модели. Недавний экономический кризис показал, как остро бизнесу необходимо минимизировать издержки на ИТ-инфраструктуру на несколько лет вперед, поэтому передача существенной части затрат на сторону провайдера облачного или SaaS-сервиса - одно из оптимальных решений».

У Людмилы Машковой следующее мнение: «Как ни странно, но одно из этих направлений - аутсорсинг, ведь им могут пользоваться не только большие компании, но и SMB-сектор. Предоставляя аутсорсинговые услуги различным компаниям, MAYKOR становится свидетелем существенного положительного влияния аутсорсинга на инновационное развитие бизнеса. Компании, которые используют эту модель, могут сосредоточиться на основной деятельности, а значит, больше времени уделять повышению эффективности и производительности труда,  разработке и внедрению новых инновационных технологий и продуктов».

«Учитывая стагнацию на российском рынке, в ближайшей перспективе будут востребованы те ИТ-решения, которые позволят оптимизировать бизнес-процессы, получить быстрый и оперативный доступ к актуальной информации, снизить издержки на эксплуатацию прикладных систем, повысить операционную эффективность. Конкретные технологии, будут зависеть от отрасли, в которой работает компания. Например, в телекоме востребованы решения по мониторингу сетей и аудиту качества сервиса, управлению маркетинговыми кампаниями и программами лояльности. В финансовом секторе сейчас находят применение решения для управления бизнес-правилами, позволяющие автоматизировать рутинные операции и быстро вывести на рынок новые услуги. В ритейле популярны решения по управлению транспортной логистикой, оптимизации цепочек поставок и ценообразования. В нефтегазе - системы расчета технико-экономических показателей и центры сбора технологической информации.

Вне зависимости от отрасли по-прежнему будут активно использоваться технологии удаленного взаимодействия и совместной работы. Такие как видеоконференцсвязь, влияющая на оперативность принятия решений в условиях российской географии, или объединенные коммуникации, повышающие мобильность и эффективность работы сотрудников, а также корпоративные социальные сети, дающие возможность эффективно выстраивать процессы управления знаниям и инновациями в компании. Будет расти спрос на различные формы аутсорсинга - хранения данных, ЦОД и «облачных» сервисов. По-прежнему останутся актуальными системы информационной безопасности», - рассказывает Александр Хлуденев.

Максим Захаренко также считает, что технологическими направлениями, способными оказать существенное влияние на ведение бизнеса в ближайшие годы, являются «облачные» вычисления и мобильные технологии, которые позволят «отвязать» сотрудников от рабочих мест, уменьшить площади, а кое-где и вовсе ликвидировать такое понятие, как офис. «Вторым важнейшим изменением бизнеса станет то, что бумага в ближайшее время совсем перестанет использоваться как средство передачи информации. Электронный юридически значимый документооборот, электронные госуслуги, электронное правосудие позволят бизнесменам решать вопросы, заключать договоры, обмениваться документами в режиме онлайн, как и госорганам контролировать деятельность предприятий. Нагрузка бизнеса на документооборот и финансовый учет должна будет существенно сократиться», - говорит Максим Захаренко.

В качестве трех основных технологий, способных создать необходимые условия для разработки потребительской технологии следующего поколения в ближайшие три года, респонденты, принявшие участие в исследовании KPMG, назвали мобильные технологии, технологии «облачных» вычислений и биометрические технологии (идентификация по жестам/лицу/голосу).

При этом, если говорить о России, то 24% российских респондентов считают нанотехнологии наиболее перспективным технологическим направлением, способным создать необходимые условия для разработки потребительской технологии следующего поколения в ближайшие три года. 15% российских респондентов верят, что это будут «облачные» технологии, в частности модель «платформа как услуга» (Platform as a service, PaaS), тогда как 9% российских респондентов полагают, что это будут программное обеспечение совместной работы (collaborative software - ПО, созданное с целью поддержки взаимодействия между людьми, совместно работающими над решением общих задач) и приложения и ПО для мобильных устройств. Именно эти технологии, по мнению респондентов, облегчат потребителям доступ к актуальной и персонализированной информации (27%) и увеличат личную эффективность (24%).

Говоря об основных технологиях, способных создать необходимые условия для разработки потребительской технологии следующего поколения в ближайшие годы, участники опроса ИД «РПР-Группа», высказывают следующие мнения:

Александр Хлуденев комментирует: «Ключевые технологии, которые отмечаются в качестве драйверов роста не только KPMG, но и другими известными аналитиками – это мобильные решения, «облачные» вычисления и обработка больших данных. Первые два класса решений  - это настоящая революция в корпоративном сегменте. Они помогают быть всегда на связи, оперативно реагировать на запросы клиентов, быстро запускать новые услуги. А кроме того, оптимизировать затраты на хранение информации вплоть до оплаты по мере использования хранилища и вычислительных ресурсов стороннего облачного провайдера. Big data, в свою очередь, - механизм получения новой, неочевидной на первый взгляд, информации о заказчиках, продукции, процессах, производстве. Использование этой технологии поможет вывести управление бизнесом на качественно новый уровень. Кроме этого, при изменении экономической ситуации в благоприятною сторону для разработки потребительских продуктов и услуг могут более интенсивно использоваться технологии Near Field Communication (NFC) для бесконтактных платежей, маркетинга и обмена информацией, machine-to-machine (М2М) – в области автомобильной телематики, для новых продуктов страхования, в области здравоохранения для удаленного мониторинга состояния пациентов и так далее».  

Мнение Людмилы Машковой такого: «Мобильные и «облачные» технологии уже есть, но они должны постоянно дополняться новым функционалом. Также существенное влияние окажет развитие программ с открытым кодом и системы совместного использования ПО.  Необходимо, чтобы пользователи получили доступ к дорогостоящим технологиям,  и для этого есть все возможности».

Среди технологий, способных создать необходимые условия для разработки потребительской технологии следующего поколения, Анатолий Волков называет в первую очередь технологии, направленные на автоматизацию всевозможных процессов:  «в том числе, глобальное внедрение «электронного правительства», социальных сервисов,  онлайн-банкинга, электронных платежных систем и развитие e-commerce в России», - указывает он.

Интересными в рамках исследования KPMG стали результаты по определению Индекса уверенности в инновационном потенциале стран. Этот индекс показывает перспективы каждой страны в области развития технических инноваций. Определяется он на основе мнения руководителей технологических компаний каждой из стран, которые оценивают свой рынок по 10 факторам успеха, включая наличие в стране высококвалифицированных специалистов, технологической инфраструктуры, государственных механизмов стимулирования развития инновационных технологий и наличие капитала. Из 10 факторов, по которым оценивался индекс уверенности в инновационном потенциале страны, самые высокие баллы, как правило, отдавались респондентами за фактор количества квалифицированных специалистов в стране и уровень развития ее технологической инфраструктуры. Самое слабое звено инновационного потенциала страны, по мнению более трети респондентов со всего мира (36%), – это неразвитая система государственных механизмов стимулирования индустрии высоких технологий.

Итак, Индия, индекс уверенности в инновационном потенциале которой составил 72, показала себя лидером, опередив другие страны практически по всем показателям.

Израиль, в рамках исследования KPMG, находится на втором месте по Индексу уверенности в инновационном потенциале страны (71). США с Индексом 65 находятся на третьем месте. Индекс Китая составил 64 балла (такой же, как у Сингапура)  и был получен благодаря наивысшим оценкам по фактору наличия квалифицированных специалистов, капитала, наставничества и доступа к инновационной сети. 

Индекс же России составил 50. Из 12 участвовавших в исследовании стран ниже индекс только у Японии и Словакии. Относительно низкий показатель России, по данным экспертов KPMG, обусловлен тем, что российские респонденты оценили средне практически все учитывающиеся факторы.

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Маркетинг

Ключевые слова: маркетинг анализ, виды маркетинговых исследований, маркетинговые исследования, инновации, ИТ инфраструктура, ИТ решение, ИТ услуги, высокие технологии, hi-tec, информационные технологии

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода