Информационный портал ITSZ

Оригинал документа: http://spbit.su/news/n110011/


     
 

Мобильная связь. Точки роста

22.11.2011 07:00
Эксперты отмечают, что одним из основных факторов роста бизнеса сотовых операторов становятся доходы от мобильной передачи данных. Обсуждение вопросов, связанных с тем за счет чего будет происходить дальнейшее развитие рынка мобильной связи, стало основной темой прошедшей онлайн-конференции, организованной ИК «Финам». Среди прочего обсуждались вопросы, связанные с тем, как долго мобильная и широкополосная передача данных будет выступать драйвером роста доходов мобильных операторов, каков предел насыщения этого сегмента и ряд других актуальных вопросов указанного сегмента рынка.

Снижение доли голосовых услуг, изменение принципов взаимодействия с дилерами и отказ от искусственного стимулирования продаж SIM-карт называются экспертами в качестве основных тенденций развития бизнеса операторов «большой тройки».

Относительно же общих показателей российского рынка мобильной связи принимавшие участие в конференции специалисты отмечают следующее: «По официальным данным рост рынка мобильной связи за шесть месяцев 2011 года составил 6,4%. По итогам года, я думаю, темпы сильно не изменятся. В ближайшие годы, так же, как и в этом, основным драйвером роста будет мобильная передача данных», - говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин.

Аналитик ИК БФА Кирилл Куриленко отмечает что в целом телекоммуникационный рынок вырастет на 2-3% в год в долларовом выражении. Основным катализатором роста станет развитие сегмента ШПД.

Уровень проникновения SIM-карт в России по словам Сергея Либина превышает 150%. «Тем не менее, дальнейший рост возможен за счет увеличения количества SIM-карт на одного пользователя с ростом проникновения USB-модемов, планшетов, GPS-навигаторов и других мобильных устройств», - говорит он.

По оценке же Кирилла Куриленко, сегодня уровень проникновения (число активных абонентов мобильной связи) в целом по России превышает 160%, что сравнимо с показателями Западной Европой. «Это означает, что новых абонентов практически не появляется. Поэтому остается возможность для адресной работы с отдельными группами абонентов через реализацию проектов MVNO», - указывает эксперт.

Как уже отмечалось, одним из основных факторов роста бизнеса сотовых операторов по словам экспертов становятся доходы от мобильной передачи данных и других типов дополнительных услуг. О том, насколько активно структура выручки сотовых операторов смещается в сторону неголосовых услуг аналитик ИК РУСС-ИНВЕСТ Мария Шишкина говорит следующее: «Сейчас общая тенденция такова, почти уже треть доходов мобильных операторов составляют дополнительные услуги. Причем главным драйвером роста выступает мобильный Интернет, что и понятно, рынок мобильных телефонов развивается ускоренными темпами. В современных условиях информационного изобилия и проникновения социальных сетей в нашу жизнь обычные мобильные аппараты уходят в прошлое. Пользователи смартфонов, КПК уже сейчас в больше степени используют Интернет, чем мобильную связь. Более того, операторы наращивают выручку с помощью таких дополнительных сервисов как отправка и прием текстовых и мультимедийных сообщений, услуги по замене стандартных гудков мелодиями и прочее. Не исключено, что в перспективе мобильный Интернет может заменить голосовой трафик. Телефонные звонки по мобильному будет выгоднее делать через Интернет, так как все предпочитают экономить. Как, например, уже произошло с междугородними звонками по стационарной связи. Все чаще люди звонят не по домашнему телефону, а через Интернет, используя соответствующие сервисы».

Сергей Либин приводит следующие цифры: «По итогам второго квартала 2011 года доля неголосовых услуг в выручке операторов составила 22,6% против 19,9% во втором квартале 2010 год. При этом рост мобильной передачи данных составил 47% (год на год). Тенденция, несомненно, сохранится, хотя темпы роста должны снижаться».

Кирилл Куриленко указывает на следующий аспект: «Заставить людей разговаривать дольше невозможно. Поэтому когда вы насытили рынок SIM-картами, остается только увеличивать продажи VAS-услуг или разрабатывать новые сегменты телекоммуникационного бизнеса. Например, такие как ШПД, SaaS, Call-центры. В обозримом будущем самой горячей темой на российском рынке телекоммуникации будет широкополосный доступ в Интернет».

Относительно доли VAS в общем объеме выручки операторов эксперты прогнозируют, что в ближайшие 2-3 года она составит: «до 35-40% от услуг мобильной связи к 2014 году», - по мнению Сергея Либина.

Кирилл Куриленко по этой теме отметил следующее: «Если сравнивать с развитыми странами, где доля VAS составляет около 40%, то прогноз для этого сегмента в России CAGR +10% в ближайшие три года при отсутствии резких экономических спадов».

Относительно конкурентной ситуации на рынке мобильной связи и дальнейшей консолидации этого сектора эксперты среди прочего говорят следующее: «Сейчас на рынке практически не осталось активов, которые можно консолидировать. Совокупная доля «большой тройки», «Ростелекома» и Тele2 составляет 98%. Уровень конкуренции на рынке в данный момент достаточно высок, но операторы заявляют о желании снизить его, поскольку конкуренция снижает их рентабельность. Если же отнести к региональным операторам Теле2, то они успешно конкурируют с «большой тройкой» за счет более низких тарифов, что компенсирует отсутствие полного федерального покрытия и 3G», - говорит Сергей Либин.

«Региональным операторам остается находить узкие ниши и за счет адресной работы с абонентами и переходить на модель MVNO для экономии на инфраструктуре», - дополняет Кирилл Куриленко.

В ходе обсуждения был затронут и вопрос экспансии объединенного «Ростелекома» на рынке мобильной связи. В частности, Сергей Либин говорит о том, что в существующей конфигурации рынка шансы «Ростелекома» значительно потеснить конкурентов невелики. «Тем не менее, в стратегию развития «Ростелекома» входит достижение 22% доли рынка мобильного ШПД к 2015 году. На мой взгляд, планы чересчур амбициозны, даже в случае внедрения LTE к тому времени», - говорит эксперт.

Аналитик Сбербанка Илья Фролов указывает еще на один аспект: «Текущая стратегия «Ростелекома» не предусматривает агрессивную экспансию на рынок мобильной связи. Думаю, что менеджмент пока сконцентрируется на рынке ШПД, но в перспективе всеже нельзя исключать слияния «национального чемпиона» с одним из операторов «большой тройки». Основная проблема здесь - в оценке компании. «Ростелеком» не настолько высоко капитализирован, чтобы государство сохранило значимую долю в капитале после слияния».

Высказывали эксперты и свое мнение относительно перспектив MVNO на российском рынке. В частности, аналитик ИК РУСС-ИНВЕСТ Мария Шишкина говорит следующее: «В настоящее время виртуальные операторы в России пока не стали массовым явлением, несмотря на то, что лицензий выдано более 70. Но пока сложившейся практики в этом направлении нет. К тому же оператором MVNO необходимо будет нести дополнительные затраты на оплату за пользование подсистемой базовых станций другого оператора, таким образом, вряд ли стоимость звонков у оператора MVNO может быть ниже, чем у операторов подвижной связи с полной сетей структурой».

Ведущий аналитик Mobile Reseach Group Эльдар Муртазин называет две основные причины по которым модель виртуальных операторов в России невозможна. Первое о чем говорит эксперт это отсутствие избытка мощностей на сетях, что приводит к невозможности продавать третьей стороне дешевых трафик. Вторая причина – недостаточно проработанное законодательство в этой области.

«Говорить о развитии MVNO на федеральном уровне еще рано, в отличие от региональных рынков, где MVNO уже активно развивается. По нашему мнению MVNO должно осуществляется крупным оператором розничной сети единолично или совместно с мобильным оператором, по примеру Tesco в Великобритании. На данный момент мы не видим достаточного веса современного ритейла в России для успешного развития непрофильного бизнеса. Яркий тому пример, неудача с продажами страховых услуг через супермаркеты в Москве», - отмечает в свою очередь Кирилл Куриленко.

По теме развития операторами мобильной связи собственных розничных сетей по продаже мобильных устройств (в том числе за счет приобретения существующих игроков) и модели предоставления мобильных телефонов по принципу субсидирования некоторые из экспертов высказывают скептическое мнение: «Развитие собственной розницы воспринимается менеджментом операторов как один из приоритетов, однако достаточного уровня синергии эти приобретения скорее всего не принесут, тогда как сами по себе сети низкомаржинальны и размывают консолидированные показатели рентабельности (хорошо видно на примере МТС). Поэтому не думаю, что покупка сетей имеет какой-либо смысл. Субсидирование я думаю будет постепено возвращаться на дорогие модели телефонов, но массовое развитие такая модель едва ли получит из-за российской специфики», - говорит Илья Фролов.

Кирилл Куриленко поддерживает мнение относительно предоставления операторами мобильных устройств по модели субсидирования: «По нашему мнению модель бизнеса с предоставлением субсидированных телефонов не будет работать в России в ближайшие пять лет. Слишком много рисков для мобильных операторов, которые отсутствуют в развитых странах».

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Финансы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 ITSZ. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.ITSZ.spbit.su
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web