Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Президент ЗАО "Компания "ТрансТелеКом" Сергей Липатов: "Мы понимаем нужды государства"
19.02.2004 00:00
версия для печати
Какова сегодня роль "ТрансТелеКома" в реформируемой железнодорожной отрасли? - Главные преобразования в отрасли уже произошли: создано акционерное общество "Российские железные дороги" со 100% -ным участием государства. Единственным акционером ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) стало ОАО "РЖД" (до создания РЖД акционерами ТТК были 17 железных дорог. - "Ведомости"). На нашей повседневной работе смена акционера не сказалась. В ближайшем будущем начнется реформа связи и информатизации ОАО "РЖД". Ничего непредсказуемого здесь не случится. Место ТТК давно определено - это оператор связи, арендующий МЦСС (Магистральную цифровую сеть связи) железнодорожного транспорта. В конце 2003 г. компания получила положительную оценку своей работы: наш акционер одобрил бизнес-план ТТК на 2004 - 2007 гг. Компания сосредоточится на оказании услуг связи железным дорогам или коммерческим клиентам? - ТТК создавался для реализации обеих этих функций. За время существования ТТК ничего принципиально не изменилось. В 2003 г. компания вернула своему акционеру более $20 млн в виде арендной платы за использование сети. ТТК арендует у акционера ровно столько емкости, сколько свободно в данный момент. Мы не имеем отношения к экономической составляющей работы технологической сети - это внутреннее дело ОАО "РЖД". Мы лишь осуществляем эксплуатацию, обслуживание, ремонт технологической части системы на основе договора с РЖД. То есть ваш бизнес-план затрагивает только арендуемую часть телекоммуникационной сети РЖД? - Да, только свободный сегмент сети. В то же время наша задача - привлекать необходимые инвестиционные ресурсы для расширения емкости. На некоторых наиболее востребованных направлениях - таких, как Северо-Западное, Южное и Восточное - емкость каналов использована практически полностью. И мы с нашими акционерами стоим на пороге принятия окончательного решения по выбору поставщика и в начале реализации проекта модернизации сети по технологии DWDM, который в разы увеличит магистральную емкость сети. Какая часть сети используется сегодня для технологических нужд РЖД, а какая - для коммерческого обращения? - Примерно 30% используется для технологических нужд, вся остальная емкость - в коммерческом обращении. Как будет меняться это соотношение? - Нарастает объем технологического трафика, растет и коммерческий. Технологический трафик имеет безусловный приоритет, и сейчас он занимает все большую и большую долю емкости. Поэтому совершенно необходимо увеличивать пропускную емкость сети. Технологически и финансово мы готовы к модернизации с использованием технологии DWDM. ТТК работает на арендованном фрагменте сети связи, и у компании практически нет собственных технологических активов. В какой форме возможно привлечение инвестиций в такую компанию, чем можно заинтересовать инвестора? - Для модернизации сети привлекается проектное финансирование фирм - поставщиков оборудования. Привлечение капитала без четко обозначенных задач сегодня не является самоцелью. Наша первоочередная задача - внедрение системы DWDM. Этот проект оценивается в $100 млн. Кто будет поставлять оборудование? - На последний этап тендера вышли компании NEC и Huawei. Главные критерии выбора - качество и предложенные финансовые условия. В какие сроки планируется завершить модернизацию сети? - Первый этап будет полностью реализован к концу 2004 г. Он подразумевает создание резервированного кольца на участке "граница с Финляндией - Санкт-Петербург - Москва". Последний этап планируется завершить к концу 2005 г. Мы очень аккуратно относимся к реализации этого проекта, поскольку знаем, что компании, установившие оборудование DWDM до нас, испытывают ряд технологических проблем. Мы постараемся учесть их опыт. Расскажите об итогах деятельности компании в 2003 г. - Консолидированные доходы группы компаний ТТК от услуг связи в прошлом году составили около $100 млн. Примерно такая же сумма пришлась на доходы от эксплуатационной деятельности и участия в строительных проектах. С общим доходом около $200 млн мы выполнили доходную часть бюджета, утвержденного советом директоров, на 118%. Какой план ТТК на 2004 г. ? - До конца февраля совет директоров окончательно примет бюджет компании на 2004 г. Доходы от телекоммуникационной составляющей вырастут приблизительно до $150 млн, что напрямую связано с объемом средств, которые нам необходимо выплатить в этом году акционерам. Величина платы за аренду МЦСС за 2003 г. сейчас по согласованию с ОАО "РЖД" корректируется, но она составит не менее $70 млн. Поставлена задача оплатить аренду в 2004 г. в полном объеме. Я уверен, что эта задача будет реализована. Как ТТК расставляет приоритеты в работе с коммерческими клиентами? - У нас один приоритет - клиент, который приносит прибыль компании. Мы работаем на конкурентном рынке, но к государственному клиенту у нас существует особый подход. ОАО "РЖД", являющееся акционером ТТК, на 100% принадлежит государству, поэтому мы - коммерческая компания с государственным менталитетом. Мы платим государству тем, что понимаем его нужды и проблемы и в первую очередь откликаемся на реализацию задач, стоящих перед государственными организациями. А в остальном мы ориентируемся на рынок. Где нижний предел тарифов при таком подходе? Ниже себестоимости? - Коммерческая организация по определению так работать не может. Если услуга оказывается ниже себестоимости, бесплатно - это уже спонсорство. Мы предоставляем такие услуги в объемах нашего спонсорского бюджета: помогаем больницам, детям. .. А для государственных организаций и научных институтов тарифы на 10 - 15% ниже, чем для коммерческих компаний. Как распределяются доходы ТТК по услугам связи? - Сдача в аренду магистральных каналов связи приносит порядка 60% доходов, остальное приходится на инновационные услуги связи на основе IP-технологий, включая доступ в Интернет и организацию виртуальных частных сетей (VPN). Причем вторая составляющая последние полтора года стремительно растет, и это полностью соответствует рыночной стратегии компании. Остаются ли у компании планы по пропуску транзитного трафика Европа - Азия? - Такие планы сохраняются. Это не столько планы компании, сколько стратегические интересы нашего государства. Реализация евроазиатского потенциала во всех его измерениях - транспортном или телекоммуникационном - совершенно разумный подход, который нужно реализовывать. Но нас на этом рынке особо никто не ждет. Это очень привлекательный бизнес, и его надо завоевывать в конкурентной борьбе с зарубежными конкурентами. Пропуск евроазиатского трафика требует большой и кропотливой подготовительной работы, связанной с маркетингом. Сегодня свободная емкость МЦСС незначительна по меркам международного транзита. Только с внедрением DWDM мы сможем выйти на необходимые объемы. Здесь есть определенные технологические и организационные сложности, но все они преодолимы. А есть ли юридические сложности - с точки зрения трансграничного соединения и т. п. ? - Сегодня у нас не до конца оформлены взаимоотношения с китайской компанией China Railcom Company (CRC). Это связано с тем, что в китайской телекоммуникационной отрасли проходят внутренние преобразования. Но под лежачий камень вода не течет, и мы пытаемся выйти на трансграничные соединения с другими крупнейшими операторами: ведутся переговоры, есть определенные успехи. Рано или поздно, но евроазиатский потенциал России начнет реализовываться. Помимо прямого соединения с иностранными операторами для пропуска транзитного трафика необходимы разрешения регулирующих органов. .. - У нас есть весь объем необходимых лицензий. У компании существуют ограничения по лицензиям, связанным с предоставлением голосовых услуг. Но мы их не предоставляем и, самое главное, на этот рынок не стремимся. Мы сконцентрированы на рынке инновационных услуг. Некоторое время назад у ТТК были планы по привлечению внешних инвестиций, стратегического инвестора. Рассматривались планы преобразования из закрытого в открытое акционерное общество. Актуальны ли такие задачи сейчас? - Я пришел в компанию полтора года назад. Тогда это была в большей степени строительная компания, которая только начинала телекоммуникационный бизнес. В силу разных обстоятельств, в том числе связанных со сменой руководства железнодорожной отрасли, компания потеряла свою прежнюю идеологию, подразумевающую привлечение инвестиций, выход на фондовый рынок и прочие подобные планы. Необходимо было привести идеологию к существующим реалиям. Сегодня инвестиции нужны не как самоцель, а как средство для реализации стоящих перед компанией задач. Преобразование в ОАО тоже не самоцель. Это дело акционеров, и сегодня, как я понимаю, механизм принятия решений в ОАО "РЖД" основывается на взвешенном подходе и точно соответствует нашему ритму развития. Когда акционеры сочтут, что есть необходимость привлечения инвестиций на фондовом рынке - я думаю, это может произойти года через два, - будут приняты все соответствующие решения. То есть все запланированные инвестиции могут быть получены без привлечения стратегического инвестора? - Да, что само по себе большое благо для российского государства. Нет необходимости продавать собственность, и при этом есть возможность развиваться наиболее позитивным и понятным образом - под контролем государства, выполняя все необходимые с точки зрения акционеров функции. Я, как руководитель компании, в качестве главной задачи вижу обеспечение эксплуатации МЦСС. Объем грузовых и пассажирских перевозок стремительно растет, и тяжесть все возрастающего массива информационных, учетных, статистических, контрольных и прочих систем ложится на магистральный сегмент сети связи железных дорог. Возможно, когда-нибудь приоритеты изменятся. Например, акционер скажет, что нужно произвести рыночные преобразования для привлечения средств на фондовом рынке. .. К нам придут новые акционеры. Не исключаю, что их интересы будут несколько отличаться от осуществления основной функции - предоставления телекоммуникационных услуг для железнодорожного транспорта. .. Но всему свое время. А какие у вас отношения с российским монополистом рынка дальней связи "Ростелекомом"? Существует поле для сотрудничества или вы непримиримые конкуренты? - Неверно думать, что ТТК и "Ростелеком" - компании схожие, осуществляющие одни и те же функции. Основной бизнес "Ростелекома" - передача междугородного и международного голосового трафика, а мы этим не занимаемся. Поэтому о какой-либо конкуренции говорить не приходится. Что касается аренды магистральных каналов, т. е. рынка, есть оптовые продавцы - "Ростелеком" и мы, есть спрос. Было бы хорошо, если бы в России было не два магистральных оператора, а три и больше, но это не очень дешевое мероприятие. .. "Ростелеком" и мы смотрим на рынок под разным ракурсом. В результате этого и складывается то ценовое предложение, которое есть на рынке. Для реализации качественного сервиса "Ростелекому" и ТТК необходимо договориться о взаимном резервировании на всех сегментах наших сетей. Например, на направлении Владивосток - Хабаровск резерва нет ни у них, ни у нас. С нынешним руководством "Ростелекома" начинает складываться конструктивный диалог. В последнее время звучала идея о придании какой-то особой роли ТТК в транспортной отрасли. .. - На конференции в Сочи в апреле прошлого года впервые была объявлена инициатива компании стать интегратором телекоммуникационного пространства транспортной отрасли. ОАО "РЖД" имеет колоссальный телекоммуникационный ресурс. ТТК является оператором на сети связи и могла бы объединить аналогичные ресурсы смежных отраслей транспорта. Мы активно работаем в этом направлении: заключили ряд договоров со службами и ведомствами Минтранса, ведем переговоры с крупнейшими морскими портами. Этот список можно дополнить таможенными, пограничными органами, банковскими структурами, страховыми компаниями, экспедиторскими компаниями, логистическими центрами, чья деятельность непосредственно связана с транспортным рынком. Еще более интересная инициатива ТТК - предложение использовать МЦСС российских железных дорог для создания единого информационного пространства транспортного комплекса стран СНГ. Эта инициатива нашла поддержку министров транспорта России, Белоруссии и других стран. И как развивается ваше транспортное направление? - Мы прирастаем клиентами, которые участвуют в транспортном рынке. В компании создано коммерческое подразделение для работы с транспортным сегментом. С точки зрения доходов оно пока незначительно, но у него, вне сомнения, значительный потенциал роста. Прокомментируйте недавние заявления РТРС о планах передачи телерадиосигнала по сетям ТТК. - Мы осознавали целесообразность и важность пропуска части телевизионного трафика по нашей сети и думали, что нашли отклик в руководстве РТРС. Поэтому в конце 2003 г. мы начали сотрудничество и пошли на создание пилотных проектов. Они оказались успешными. Но потом вместо плодотворного развития сотрудничества руководство РТРС попыталось придать делу некрасивый политический окрас. Данный вопрос не относится к сфере компетенции руководства ТТК. Это вопрос собственности, находящейся на балансе ОАО "РЖД", вопрос ничем не подтвержденных обвинений в неэффективности использования ресурсов МЦСС и необходимости передачи их части в систему РТРС. Это сложные политические вопросы, которые уводят реальное дело от его реализации. Ставился вопрос о том, чтобы передать часть мощности телекоммуникационной сети РЖД РТРС? - Рассматривались вопросы, собирались мнения, и все участники этого рынка - Минпечати, Минсвязи, ОАО "РЖД" и другие ведомства, чьи интересы затрагивает эта проблема, аргументированно сказали, что предложение РТРС невозможно реализовать по определению, поскольку нарушается целый ряд российских законов. Насколько я осведомлен о планах руководства РТРС - они выходят за пределы своей основной деятельности по передаче ТВ - сигнала, - эти люди демонстрируют желание перераспределить государственную собственность. Но заявления РТРС по этому вопросу получили в конечном итоге серьезную и аргументированную отповедь всех инстанций. Проект, который РТРС хотело бы реализовать, сугубо коммерческий. Есть рынок, есть инвестиции - занимайтесь этим проектом. Не надо пытаться перераспределять собственность. Сегодня мы не подготовлены к передаче федерального телевизионного сигнала в полном объеме. Ресурс нашей свободной емкости на актуальных участках стремится к нулю. И только после увеличения пропускной способности каналов в ходе реализации проекта DWDM такая возможность появится. О КОМПАНИИ: ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) - магистральный оператор связи национального масштаба - было основано в 1997 г. для строительства и эксплуатации высокоскоростной телекоммуникационной сети железных дорог. Часть емкости используется в коммерческих целях. За три года ТТК построил первую в России магистральную цифровую волоконно-оптическую сеть связи такой протяженности. Ее общая длина превышает 45 000 км. Сеть соединяет 71 из 89 регионов России, в которых проживает около 90% населения страны. Доходы группы компаний ТТК от услуг связи составили в 2003 г. около $100 млн, общие доходы - около $200 млн. Компания является 100% -ным дочерним предприятием ОАО "РЖД". В компании работают 3200 человек. БИОГРАФИЯ: Липатов Сергей Владимирович родился 30 мая 1962 г. в Ленинграде. Закончил Пятигорский педагогический институт иностранных языков. В 1988 г. начал предпринимательскую деятельность, возглавлял группу компаний. В 1999 г. стал заместителем начальника финансово-экономического управления Федеральной службы налоговой полиции России. С 2001 г. работал заместителем главы администрации г. Сочи. В июне 2002 г. утвержден президентом ЗАО "Компания "ТрансТелеКом". Доктор юридических наук. Женат, имеет дочь. Рубрики: Фиксированная связь, Маркетинг, Финансы
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз>
13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга 13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга |
||||