rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Айрат Мустафин: «Построить хороший ЦОД – это как пройти между Сциллой и Харибдой»

Во всем мире ЦОДы переживают бурный рост, и Россия – не исключение. О рынке, основных тенденциях и возможностях инвестировать в этот сегмент журналисту MSKIT рассказывает Айрат Мустафин, основатель и генеральный директор Liberum Navitas.

- С чем вы связываете всплеск интереса к ЦОДам в России? Насколько это долгосрочная тенденция, кто играет здесь первую скрипку как потребитель: государство или частные компании? 

Безусловно, рост рынка ЦОДов - долгосрочная тенденция. Однако, по масштабам и уровню проникновения ЦОДов в бизнес Россия пока отстает. Так, например, один лишь ЦОД, построенный в Китае (кстати, недалеко от границы с Россией) насчитывает более 100 тыс. стойко-мест, в то время как суммарная мощность всех коммерческих ЦОД в нашей стране сейчас составляет порядка 42-45 тыс. стоек. Еще пример: в США, в Неваде, есть дата-центр, где установлено 550 тыс. стоек. То есть, разрыв – в десятки раз. При этом потребность в крупных, современных и надежных коммерческих ЦОДах в России огромна, и потенциал роста заложен на годы вперед. 

В нашей стране основным драйвером роста рынка выступает государство, и прежде всего – его курс на масштабную цифровую трансформацию всех областей экономики, управления, повседневной жизни. Такая цифровизация является непременным условием поставленной государством цели – войти в Топ-5 экономик мира в 2025 году. Реализация этих планов невозможна без создания повсеместно доступной российскому бизнесу и государственным органам инфраструктуры центров обработки данных. Бизнес также стимулирует рост этого рынка, и здесь основным фактором я бы назвал создание цифровых экосистем крупнейшими российскими компаниями, среди которых «Сбер», Яндекс, mail.ru, МТС, Мегафон, Tele2, Тинкофф и др. Конечно, реализация таких гигантских проектов требует соответствующих мощностей, причем рост потребности в ЦОДах – экспоненциальный. Многие из них постоянно находятся в поиске новых мест для строительства ЦОДов, развивают уже существующую инфраструктуру. 

- Что на Ваш взгляд представляет собой современный ЦОД? На что обращать внимание заказчикам? 

Важно понимать, что ЦОД – это в первую очередь инженерная система, гарантирующая бесперебойную работу размещенных там серверов. С точки зрения общей инженерной компоновки, ЦОДы – а это подсистемы пожаротушения, видеонаблюдения, ИБП и пр. – за 10 лет изменились не сильно. Основные блоки остались, хотя состав оборудования стал другим.

В последние годы общая сложность и нагруженность ЦОДов, как и число их пользователей, постоянно растет. Конечно, это влияет на подходы к обеспечению комплексной безопасности. Многоуровневая ИБ-система должна закладываться на самых ранних этапах проектирования и строительства ЦОДа, и затем последовательно реализовываться – в соответствии с внутренними политиками. Это касается широкого спектра организационных и технологических регламентов, включающих физический доступ к серверам, организацию пространства ЦОДа, практики размещения стоек и серверов и много другого. Например, на уровне серверных комнат широко применяются «кейджи» – выделенные зоны внутри машинного зала, где сервера одного клиента физически огораживаются металлической решеткой. Доступ к такому серверу имеют только сотрудники клиента.  

- Есть ли в России структуры, способные построить современный ЦОД? 

Существуют две точки зрения. Первая: хороший ЦОД может построить только крупный системный интегратор. Вторая: системный интегратор не в состоянии его построить должным образом, калькируя решения, где интересы заказчика практически не учитываются. В любом случае, построить хороший ЦОД – это как пройти между Сциллой и Харибдой. Необходимо и уложиться в бюджет, и обеспечить качество и функциональность применяемых технических решений. Справиться с этой задачей могут только люди с большим опытом, получить который можно либо работая в универсальном системном интеграторе, либо в профессиональной нишевой компании. Только такие специалисты и управленцы способны собрать и возглавить команду инженеров, готовых создавать сложнейшие технические решения. Именно они и составляют костяк нашей команды. 

Другое дело, что крупные интеграторы, в силу своей специфики, не всегда готовы предложить клиенту именно тот набор услуг, который ему действительно нужен. Часто возникает ситуация, когда вместо конкретного набора кастомизированных сервисов строится «чугунный мост», явно дорогой и, в конкретном случае, избыточный. 

- Есть ли разница в проектировании и строительстве публичных и частных ЦОДов? 

Частные ЦОДы эксплуатировать, в каком-то смысле, проще: меньше нагрузка на персонал; есть единые, сформулированные самой компанией, правила и политики. Публичный же ЦОД предполагает разработку универсальных правил для сторонних организаций-клиентов, при этом их должны соблюдать все. А таких клиентов у хорошего ЦОДа всегда много. В среднем, 1000 стоек – это примерно 200–250 клиентов; у каждого из них 10–15 человек имеют право доступа и работы в ЦОД. То есть, минимум 2000 человек могут прийти в машинный зал, а это серьезная нагрузка на пропускную систему, на механизмы контроля соблюдения регламентов и пр. Присутствие множества сторонних организаций предполагает и особые требования к системам обеспечения бесперебойной работы. Например, если произойдет сбой электропитания в ряду стоек, это может вызвать проблемы с серверами всех клиентов. 

Серьезный исполнитель обязательно должен брать лучшие практики с рынка, поездить по коммерческим ЦОДам, обращая внимание на то, что хорошо, и на то, что клиентам не нравится, – и искать возможности сделать лучше. Тут полезен и зарубежный опыт. Например, во многих странах существуют интересные методики предварительной сборки и «продувки» оборудования – это и ускоряет процесс развертывания, и повышает надежность. Кстати, доступ клиентов в американский ЦОД абсолютно прост: достаточно иметь единожды оформленный пропуск. И еще не нужно надевать бахилы, халат и пр. Правда, у нас такие требования могут быть отчасти связаны с климатом, но на климат кивать у нас всегда принято. 

- Насколько ЦОДы можно рассматривать как объект для серьезных инвестиций? Каков потенциальный цикл отдачи от инвестиций в ЦОДы? 

ЦОД как инфраструктурный объект всегда был интересным направлением для инвестиций, а в последние два года – одним из наиболее перспективных. Речь ведь идет о создании объекта недвижимости, но очень высокотехнологичного: покупается земля, на ней строится здание, а вот затем – заполняется сложнейшим оборудованием, требующим интеллектуальной эксплуатации. Но в целом, для инвестора это напоминает обычный арендный бизнес, только здесь сдаются не просто площади под магазины или офисы, а серверные стойко-места. Я бы сказал, что ЦОД – это «бизнес-центр» для серверов. И экспертиза людей, которые могут все это построить и обслуживать. 

Конечно, у некоторых инвесторов возникают опасения. В первую очередь, из-за того, что данное направление инвестиций в нашей стране – относительно новая область, пока не до конца понятная инвесторам; инвестиции в ЦОДы еще не стало массовыми и модными. Да и вообще, частные инвестиции в инфраструктуру в России пока редки. В основном, все идут по тактическому пути: строят ТЦ, БЦ, жилье... Но кто-то же должен вкладывать и в серьезную ИТ-инфраструктуру. 

Хорошо, что механизм таких инвестиций, возврата и прибыли понятен. Сроки оборачиваемости примерно такие: строительство занимает около 24 месяцев, включая подготовку необходимых документов (что, кстати, в случае ЦОДов не так уж сложно). Еще через год ЦОД начинает давать первые деньги, а полностью инвестиции возвращаются через пять лет от старта проекта. Это сравнительно не длинный цикл, а маржинальность подобных проектов как раз высока. Есть и еще один немаловажный момент: инвестор, вложивший деньги в ЦОДы, становится совладельцем необходимой для цифровизации hi-tech инфраструктуры, толкает экономику страны, делает хорошее дело – и при этом зарабатывает.   

- Традиционно центром сосредоточения крупных инфраструктурных объектов с максимальным задействованием ИТ в нашей стране являются столицы, в то время как регионы значительно отстают. Распространяется ли эта ситуация и на сегмент ЦОДов? Будет ли эта ситуация меняться в ближайшие несколько лет? 

Да, на рынке ЦОДов есть серьезная диспропорция. Приведу несколько показательных цифр. В настоящее время в Москве современных ЦОДов около пятидесяти, в Санкт-Петербурге - порядка двадцати, в Казани их пять, в Новосибирске – три. Во многих регионах подобных объектов, удовлетворяющих сегодняшним требованиям, нет вообще. 

Но эта ситуация непременно будет меняться, и, прежде всего, за счет частных инвестиций - именно они должны обеспечить взрывообразный рост этого сегмента. Благодаря этим средствам появятся масштабные межрегиональные и федеральные проекты, направленные на создание сети ЦОДов, расположенных по всей территории России и объединенных ВОЛС. 

Уверен, что в ближайшие 15 лет современные мощные ЦОДы появляться в каждом субъекте федерации. При этом очень важно, чтобы все они строились по единым стандартам: именно это позволит гарантировать единый набор и уровень качества предоставляемых сервисов – независимо от географии и размеров ЦОДа. Такая предсказуемость чрезвычайно важна для корпоративных клиентов, особенно для тех, кто ведет бизнес и имеет подразделениях в разных регионах страны. Например, какая-то транспортная компания, штаб-квартира которой находится во Владивостоке, перевозит грузы по всей России, и ей, конечно, нужны ЦОДы повсюду, куда бы она ни пришла; ей принципиально нужно получать везде одни и те же услуги, и с одним уровнем качества. Конечно, в Москве или Санкт-Петербурге ЦОДы должны быть крупнее, чем в небольших городах, но даже небольшой региональный ЦОД, скажем, на 500 стоек, должен работать так же, как в столицах. И если архитектуру придется соответствующим образом адаптировать и масштабировать под конкретный регион или город, единая модель работы все равно должна сохраняться. 

- Ваш прогноз: как будет развиваться рынок коммерческих ЦОДов в нашей стране? Сможет ли Россия стать заметным игроком на мировом рынке? О каких сроках идет речь? 

Отечественный рынок коммерческих ЦОД будет расти стремительно. Я убежден, что в течение года-двух будет сформирован пул частных инвесторов, и это будет сильнейшим стимулом для роста: компании смогут привлекать средства в инфраструктурные ЦОД-проекты, строить сети ЦОДов. Как я уже сказал, это должна быть именно сеть, так как важно обеспечить единый набор услуг на всей территории РФ (своего рода «Макдональдс»). Тем не менее, в течение ближайших 10 лет Россия вряд ли сможет стать заметным игроком на мировом рынке ЦОДов, хотя двигаться в этом направлении стоит.

Но позволю себе профессиональную ремарку: важно определить, о каком мировом рынке мы говорим. Есть мировой рынок нефти, капитала, труда… Но рынка обработки данных - не существует. Можно ли продать услуги ЦОД в России американцам? Зачем им это? Элементарный уровень прозрачности им нужен? Нет, далеко не так. Речь о гигантах, о тех, кому интересно создавать и вкладывать в нашу страну под свои задачи? Таких мало, если есть вообще. Вместе с тем, Россия является безусловным мировым лидером в целом ряде технологических областей, например, в предоставлении электронных государственных услуг, в финтехе. Так, «Сбер» сегодня обеспечивает беспрецедентный уровень таких сервисов, однако если он будет «экспортировать» свои финтех-услуги за рубеж, то часть данных все равно будет обрабатываться на территории РФ. И, естественно, будут задействоваться российские ЦОДы. А когда экспансия бизнеса поможет кратно увеличить число клиентов, то понадобится уже не 10 тыс. стоек, как сейчас, а двести, триста тысяч. То есть, за отраслевым технологическим лидерством последует лидерство и в области ЦОДов. Этот тренд мы видим и в других странах. Кто является лидером по потреблению ЦОД в США? Технологические гиганты – FB, Google и др. Где массовые сервисы, там – огромные ЦОДы. И именно они обеспечивают функционирование бизнеса и «тянут» за собой инновации в области хранения и обработки данных. Так же будет и в России.

Редактор раздела: Александр Авдеенко (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Интеграция, Оборудование

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода