rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Первый вице-президент ОАО «ВымпелКом» Николай Прянишников. Рост сохранится

В 2003 году Россию охватил "сотовый" бум. В прошлом году общее число пользователей сотовой связи увеличилось в два раза и составило 36 млн человек, на конец февраля - более 39 млн. В 2003 году обрели четкие очертания две важнейшие тенденции, которые определяют сейчас рынок мобильной связи - основной рост приходится на регионы, а подавляющее большинство российских абонентов обслуживается операторами "большой тройки" - "Би Лайн GSM", ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ОАО "МегаФон", которые начинают все более ожесточенно конкурировать между собой на всех сегментах рынка. Российский сотовый оператор ОАО "ВымпелКом" ("Би Лайн GSM") недавно подвел итоги за 2003 год. Более подробно о нынешнем состоянии компании и рынка сотовой связи, его перспективах развития мы беседуем с первым вице-президентом ОАО "ВымпелКом" Николаем Прянишниковым.

 Николай Николаевич, на прошедшей недавно в Москве пресс-конференции, посвященной итогам 2003 года, компания огласила список своих достижений. Расскажите, какие из них вы считаете наиболее значимыми и почему?

 - Одним из наших главных достижений мы считаем успешное региональное развитие. На начало года мы присутствовали в 40 регионах, а на конец года мы работали в 55 регионах из 74, на которые у нас есть лицензии. Сейчас их количество выросло до 56. Этот период оказался очень важным для нас, так как состоялись выходы на ключевые рынки страны, среди них можно выделить такие города, как Санкт-Петербург, Екатеринбург и т. д. Второе, что хотелось бы отметить - успешный рост абонентской базы, нам удалось более чем в два раза увеличить абонентскую базу, при этом наша доля на национальном рынке, по оценкам ведущих консалтинговых агентств, выросла на 3% - с 28 до 31%. Кажется, что цифра невелика, но это большое и трудное свершение. Очень важно для нас, что в тех регионах, где мы имеет полноценное присутствие, мы являемся лидерами по темпам роста абонентской базы. Это Центральный, Приволжский, Южный регионы, Сибирь. Также все это время компания предпринимала шаги по укреплению инновационного лидерства. Мы первыми в России запустили систему расчетов в режиме реального времени в роуминге. Сейчас мы активно прорабатываем вопрос запуска онлайн тарификации в международном роуминге, первые страны могут быть подключены уже к этому летнему сезону.

И, наконец, для нас весьма важным событием с организационной точки зрения стало объединение всех наших операций в рамках единой унифицированной системы. В прошлом году запустили единые для всех регионов биллинг, пре-пейд платформу, ввели единую структуру абонентского обслуживания с централизованными call-центрами. Все это позволяет эффективно работать, снижать издержки управления и т. д. Поставщиками решений выступили крупнейшие мировые компании - Amdocs, Converse и Avaya, которые имеют большой опыт работы с крупными операторами за рубежом.

 В прошлом году было объявлено о слиянии двух компаний - ОАО "ВымпелКом" и его дочернего предприятия ОАО "ВымпелКом-Р", которое занимается развитием сетей "Би Лайн GSM" по России. Почему было принято это решение и в каком состоянии находится сейчас этот процесс?

 - Для начала надо вспомнить предысторию этого вопроса. Когда создавался наш региональный бизнес, все понимали, что он связан с определенными рисками. Требовалось вкладывать значительные средства, а отдача оценивалась по-разному. И для того, чтобы минимизировать риски наших акционеров в "ВымпелКоме", была создана отдельная компания, в которую помимо самого "ВымпелКома" вошли и другие инвесторы - в частности, "Альфа-Групп", наш норвежский партнер Telenor. Это произошло в 2001 году. После того как стало понятно, что бизнес в регионах очень перспективен, а его модель - эффективна, был поднят вопрос о полноценном участии в нем акционеров "ВымпелКома". Он был вынесен на рассмотрение общего собрания акционеров осенью прошлого года, свыше 99% из них отдали свои голоса "за". Сейчас это объединение входит в завершающую стадию, которая включает подготовку всех документов и т.д. В результате должна появиться объединенная компания, которая будет эффективна с точки зрения корпоративного управления. Мы рассчитываем, что слияние завершится в первой половине этого года.

 Не секрет, что сейчас основным средством привлечения клиентов, особенно в высококонкурентных регионах, стало снижение тарифов, а также ввод таких услуг, как бесплатные входящие, несгораемые платежи. По оценкам некоторых экспертов, в данных условиях расширяющаяся абонентская база не может покрыть потерь, понесенных операторов. Согласились бы вы с таким мнением?

 - Пожалуй, нет. Пока российский рынок показывает здоровые тенденции, связанные с ростом его объема и операторам удается не только не терпеть убытки, а наоборот - демонстрировать рост прибыли. Примером является и наша компания.

Показатель среднего дохода с одного абонента (ARPU), конечно, важен, но он не является самым главным. Основное здесь - бизнес-модель, построенная в самой компании-операторе. Например, обслуживание абонентов пре-пейд у нас на сегодняшний день полностью автоматизировано и фактически не требует ручного труда. В среднем один такой абонент в регионах приносит $9-11, и мы их обслуживаем с прибылью. То есть в такой ситуации, которую вы описали, мы просто минимизируем затраты на привлечение абонента и при общем росте объемов добиваемся хороших показателей, высокой рентабельности бизнеса. Возможности минимизации затрат существуют и в других областях. Например, идет постоянное снижение стоимости сетевого оборудования - сейчас оно обходится вдвое дешевле, чем несколько лет назад. Кроме того, существует возможность экономии за счет интерконнекта - денег, что мы платим другим телекоммуникационным компаниям за пропуск трафика. Здесь существует интересная тенденция - чем больше у нас абонентов, тем меньше мы платим другим сетям.

Сейчас ни одному из национальных игроков нет смысла начинать ценовые войны. Если же этим займутся локальные операторы, такие действия не отразятся на общих итогах бизнеса: демпинг не позволит им качественно развиваться, так что рано или поздно они все равно лишатся конкурентных преимуществ. Кроме того, нельзя забывать о дополнительных услугах - это направление начинает сейчас активно развиваться и, несомненно, будет демонстрировать рост доходов.

В итоге можно резюмировать: операторы смогут поддерживать определенный уровень доходности с одного абонента - если и снижающийся, то не значительно - и, имея четко налаженные бизнес-операции, демонстрировать на этом фоне прибыль.

 Вы затронули тему дополнительных услуг. Какое место они сейчас занимают в структуре доходов "Би Лайн GSM"? Что с ними будет происходить дальше?

 - Могу сразу сказать, что в стратегическом плане, мы на дополнительные услуги нацелены и, на мой взгляд, добились здесь определенных успехов. По итогам IV квартала прошлого года доходы от дополнительных услуг составили 12,4% от общего дохода компании, причем в Москве этот показатель по сравнению с началом прошлого года вырос с 11 до 13%, а в регионах произошел более чем двукратный рост - с 4 до 9%.

Увеличение спроса происходит практически по всем направлениям подобных услуг, из наиболее популярных я бы выделил передачу сообщений и то, что сейчас называется инфотеймент - пересылку мелодий, рингтонов, логотипов, заставок. Мы активно развиваем GPRS и недавно запустили роуминг для этого вида услуг. Уже стало заметно, что GPRS становится востребованным со стороны корпоративных клиентов и продвинутой молодежи, однако в общих доходах пока занимает весьма незначительное место. Примерно такая же ситуация и с услугами, основанными на определении месторасположения абонента.

Как известно, одна из самых главных проблем здесь - технические трудности (например, настройка телефона), с которыми может справиться не любой абонент. Наша стратегия в продвижении дополнительных услуг, с одной стороны, нацелена на адаптацию всего лучшего, что есть в западном опыте, а с другой - на доведение этих сервисов до абонента, их упрощение, повышение доступности. И потому сейчас мы намерены вплотную заняться передачей мультимедийных сообщений MMS - мы верим, что эта услуга будет популярна. Далее в этом ряду - продолжение совершенствования GPRS, а также услуги, связанные с получением информации и развлечений.

Кроме того, мы вплотную занимаемся новыми технологиями, в частности, тестируем EDGE, а опытная зона третьего поколения (3G) у нас действует уже достаточное длительное время.

 Несмотря на усиление ваших географических позиций, до сих пор остаются "белые" пятна. Как, в частности, будет решаться вопрос на Дальнем Востоке - как известно, это последний из федеральных округов, на который у вас нет лицензии?

 - Сети в тех регионах, на которые у нас есть лицензии, но нет присутствия, будут запущены в нынешнем году. Дальний Восток - отдельный вопрос, и он, естественно, является нашим стратегическим приоритетом. Существует два пути - либо приобретение уже действующей компании, либо получение лицензии. Пока не могу ответить однозначно, каким путем мы пойдем. Несмотря на активную скупку активов нашими конкурентами, в регионе еще действует ряд операторов, представляющих определенный интерес. Но здесь требуются значительные инвестиции. Наверное, правильнее было бы получить лицензию на весь Дальний Восток и развиваться самостоятельно. Пока ясно одно - в этом году мы должны решить данный вопрос.

 Каковы перспективы экспансии торговой марки "Би Лайн GSM" на национальные рынки других государств, в частности, СНГ? Как известно, вашим акционерам принадлежит украинский оператор KievStar GSM, могут ли здесь быть какие-то подвижки?

 - Наша стратегия сейчас такова: главный приоритет - это Россия. У нас большие инвестиционные планы, и в текущем году мы намерены увеличить капитальные затраты по сравнению даже с активным в этом плане прошлым годом, так как считаем, потенциал отечественного рынка пока еще далеко не исчерпан. Но одновременно мы активно интересуемся ситуацией на рынках других стран, и в особенности СНГ, и анализируем их на предмет финансовой привлекательности. Интересные рынки с привлекательными условиями для начала бизнеса или его приобретения, несомненно, рассматриваются нашей компанией. И в принципе, при наличии надлежащих параметров мы готовы рассмотреть вопрос нашей экспансии за пределы России. Что касается KievStar GSM, там, как кажется, ситуация достаточно прозрачна - присутствуют два наших стратегических акционера - Telenor и "Альфа-Групп". Компания активно развивается на местном рынке, и определенный синергетический эффект мы могли бы получить за счет объединения наших возможностей, продуктов и т. д. Но это должно быть решение акционеров, которого пока нет, и когда оно будет - пока неизвестно.

 Какова была динамика капитализации вашей компании в прошлом году? Какие преимущества получили акционеры?

 - Капитализация за прошлый год увеличилась более чем на 100%, в начале этого периода она составляла $1,7 млрд, в конце - $3,7 млрд, а сейчас достигла $4,7 млрд. Других особых событий с точки зрения фондового рынка у нас не было, единственное - решение о допэмиссии акций в связи с присоединением "ВымпелКома-Р", они пойдут в обмен на те 44,7% акций дочерней компании, которые принадлежат "Альфе-Групп" и Telenor.

 Прошлый год показал стремительные темпы развития рынка сотовой связи в России. Сохранятся ли эти тенденции в ближайшем будущем?

 - По нашим оценкам, текущий 2004 год однозначно покажет активный рост рынка, вполне сопоставимый с прошлогодними показателями. В 2005 году рост будет продолжаться, хотя темпы, по сравнению с нынешним удвоением прироста, снизятся, но с точки зрения объемов - рынок покажет существенный прогресс по сравнению с 2004 годом. Несомненно, российский сотовый бизнес находится в очень хорошей ситуации, и многие наши европейские коллеги не скрывают своей зависти - они уже исчерпали возможности для активного роста абонентской базы.

 Интерес иностранного капитала к нашему телекоммуникационному рынку очевиден. Ваша оценка этого процесса?

 - Конечно же, мы констатируем растущее внимание к отечественному рынку телекоммуникаций со стороны других стран. Этот процесс идет в ногу с появлением интереса со стороны западных инвесторов к России в целом. Однако, что касается связи, поскольку у нас в стране фактически нет производства телекоммуникационного оборудования, интерес инвесторов сосредотачивается либо на сотовых операторах, либо на предприятиях фиксированной связи, компаниях "Связьинвеста" и т. д. С одной стороны, здесь мы видим ограниченность выбора, а с другой - перспективы роста. По моим прогнозам, определенные вложения в покупку ценных бумаг будут продолжаться, и это здоровая ситуация. Если говорить об открытии каких-то новых объектов для инвестирования, то пока они не просматриваются. На национальном сотовом рынке новый крупный оператор вряд ли появится. Если инвестор купит пару локальный компаний, он не станет заметным игроком - "большая тройка" уже ушла далеко вперед.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода