Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
J&P Consulting: расширенные мультимедийные услуги (RCS, Rich Communication Services): обзор рынка и развитие услуг в мире
14.06.2013 11:32
версия для печати
Определение и статус RCS Основной целью концепции «расширенных коммуникаций» RCS (Rich Commnication Services), продвигаемой Ассоциацией GSMA, является вывод операторами мобильной связи на рынок мультимедийных услуг на основе протокола SIP. Межоператорские услуги RCS развиваются под брендом JOYN как альтернатива сервисам IP-коммуникаций, которые предлагают сторонние компании (ОТТ) и «уводят» существенную часть доходов от базовых услуг (голос и передача соообщений) у традиционных операторов. Так, по оценке Informa Telecoms & Media, совокупное снижение доходов сотовых операторов от использования их абонентами сторонних IP-сервисов в Западной и Восточной Европе, достигло в 2012 г. 3,9 и 1,6%, соответственно.
К операторам, которые участвуют в создании RCS, относятся AT&T, Bell Mobility, Bharti Airtel, Detsche Telekom, KPN, KT Corporation, LG pls (LG+), Orange, Orascom Telecom, Rogers Commnications, SFR, SK Telecom, Telecom Italia, Telefónica, TeliaSonera, Tels, Verizon и Vodafone. Для того чтобы начать предоставлять абонентам услугу RCS под брендом JOYN, операторам необходимо получить аккредитацию от GSMA. В России услуги класса RCS-like (проект «МультиФон») предоставляет компания «МегаФон» для частных и корпоративных клиентов. Компания МТС тестирует RCS на базе платформы компании-партнера Vodafone и планирует коммерческий запуск в 2013 г. Набор сервисов Как планируется, подписчикам RCS-услуг будет доступен следующий набор сервисов[1]:
Устройства с поддержкой RCS В качестве предустановленного приложения RCS имеется в телефонах HTC, Hawei, LG, Nokia, Samsng, Sony. Также о намерениях начать производство мобильных устройств, поддерживающих RCS, заявили компании RIM (Blackberry), Motorola, Panasonic и ZTE. Кроме того, скачиваемые приложения RCS поддерживаются смартфонами iPhone (начиная с 4-й версии) и планшетами iPad. Приложение JOYN также может быть скачано с Android Market или с Apple Store. Поставщиками приложений выступают 6 компаний: все они разрабатывают приложения RCS для ОС Android, и половина из них – также для iOS.
RCS и IMS Ассоциация GSMA активно работает с операторами связи, разъясняя преимущества наличия IMS-сети для развертывания услуг RCS и VoLTE. Последние могут предлагаться как по отдельности (RCS могут быть реализованы на любых сетях вне зависимости от наличия/отсутствия LTE-сети), так и совместно. RCS является межоператорской услугой: компании-провайдеры услуг обеспечивают бесшовное соединение в сетях разных операторов. Несмотря на то, что спецификации RCS требуют развертывания IMS-сети (что является комплексным и затратным процессом), существуют операторские решения для обеспечения RCS-услуг вне зависимости от того, обладает оператор платформой IMS или нет. Данные предложения появились на рынке уже в 2010 г., в том же году была запущена первая пилотная RCS-услуга. Благодаря таким решениям оператор имеет возможность быстро вывести услугу на рынок - примерно в течение 10 недель после приобретения соответствующего оборудования. Распространение RCS (JOYN) в мире Услуги RCS запущены в 5 странах, наибольшее распространение они получили в Испании и Южной Корее – в каждой из этих стран по три оператора обеспечивают межоператорский сервис RCS. К середине февраля 2013 г. (50 дней в эксплуатации) количество подписчиков JOYN.T южнокорейского оператора SK Telecom, по данным компании, достигло 1 млн. Во время тестового периода, до конца мая 2013 г., пользование услугами RCS являлось бесплатным. Анонсируемая стоимость услуг в долгосрочном плане: стоимость передачи сообщения – $0,02, видеозвонка - $0,03 за минуту. При этом операторы отмечают, что изначально сервис не будет приносить прибыль. Основным конкурентом RCS в Корее является Kakao Talk – мобильное приложение, которое используют как минимум 50 млн корейских абонентов. Американский оператор MetroPCS помимо стандартного пакета услуг предлагает голосовые звонки поверх Wi-Fi (Voice over Wi-Fi) и видеозвонки (Video calling). Для обеспечения роста абонентской базы оператор планирует через специальное приложение обеспечить возможность приглашать в сеть контакты из адресной книги абонента, которые обслуживаются в сетях других операторов Канады, Мексики и США. До августа 2013 г. JOYN доступен бесплатно для всех абонентов Detsche Telekom в Германии, использующих предоплатную систему или контракт с фиксированными условиями.
Бизнес-модель и преимущества RCS Можно обозначить несколько источников генерирования новых доходов операторов и сокращения расходов:
Очевидно, что далеко не все пользователи готовы платить за RCS-услугу. Неким промежуточным вариантом является модель Freemim, в основе которой – бесплатное предложение самого сервиса, его опций – за деньги; примером может являться бесплатный продукт с отображением рекламных объявлений.
Основными преимуществами проекта JOYN по сравнению с ОТТ-сервисами являются:
RCS позволяет работать в разных сетях и на разных устройствах. Такая интероперабельность ОТТ-сервисам недоступна: нельзя, например, отправить сообщение со Skype на Windows Messenger.
Уникальный номер абонента построен по единому для операторов всего мира стандарту E.164. Соответственно, стандарт RCS-e позволяет пользователю создать персональное коммьюнити, используя свой глобальный идентификационный номер (global ser ID), т.е. номер телефона.
Несмотря на то, что, по некоторым прогнозам, к 2017 г. число мобильных пользователей ОТТ-услуг приблизится к 1 млрд, такие сервисы по-прежнему являются слабо монетизированными. Многие подписчики OTT-услуг (Skype и т.п.) изначально не планируют платить за них. Основной возможностью в рамках модели RCS является развитие межоператорского подхода – именно он позволяет увеличивать численность пользователей услуги. Основными угрозами являются невостребованность RCS и отток абонентов в сегмент бесплатных ОТТ-услуг, и отсутствие апробированной бизнес-модели монетизации RCS, а также развитие собственных услуг под брендом оператора связи (RCS-like). Основными факторами, тормозящими внедрение RCS, являются:
Таблица 1. SWOT-анализ RCS
Источник: J’son & Partners Conslting Основные тенденции и перспективы развития и распространения RCS Можно выделить следующие факторы возможного успеха внедрения RCS, которые помогут распространить эту услугу на массовый рынок и обеспечить высокое качество обслуживания:
Рынки, на которых услуга RCS уже представлена, характеризуются высокой скоростью внедрения LTE-сетей, а также хорошей переговорной способностью операторов – услуга появляется сразу у нескольких провайдеров, что позволяет реализовывать межоператорский подход. Согласно данной тенденции вполне вероятен последовательный запуск RCS операторами тех стран, где услуга только появилась (США, Германия) с расширением ее охвата на все страны присутствия запустившего её оператора. На развивающихся рынках перспективы RCS менее очевидны. Основные сдерживающие факторы - это низкое проникновение смартфонов и слабое покрытие сетей LTE. По прогнозам Infonetics, мобильные операторы по всему миру за период 2012-2016 гг. суммарно получат $1,6 млрд за оказание услуг RCS. В 2013 г. пользователями услуги станут порядка 15 млн человек (Infonetics), к 2016 г., по прогнозам Jniper Research, этот показатель увеличится до 74 млн, т.е. проникновение RCS составит менее 1% от абонентской базы мобильной связи. Основной проблемой при принятии решения о запуске (для тех операторов, которые сомневаются в востребованности услуги) является отсутствие данных о количестве пользователей и доходов.
[1] Список потенциально возможных услуг, не является обязательным для всех сетей Редактор раздела: Алена Журавлева (info@mskit.ru) Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование, ПО Ключевые слова: услуги мобильной связи, мобильная связь, мобильные операторы
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
|||||||||||||||
А знаете ли Вы что?
ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||