rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

J&P Consulting: расширенные мультимедийные услуги (RCS, Rich Communication Services): обзор рынка и развитие услуг в мире

Компания J’son & Partners Consulting представляет Вашему вниманию результаты исследования «Расширенные мультимедийные услуги (RCS, Rich Communication Services): обзор рынка и развитие услуг в мире».

Определение и статус RCS 

Основной целью концепции «расширенных коммуникаций» RCS (Rich Commnication Services), продвигаемой Ассоциацией GSMA, является вывод операторами мобильной связи на рынок мультимедийных услуг на основе протокола SIP. Межоператорские услуги RCS развиваются под брендом JOYN как альтернатива сервисам IP-коммуникаций, которые предлагают сторонние компании (ОТТ) и «уводят» существенную часть доходов от базовых услуг (голос и передача соообщений) у традиционных операторов. Так, по оценке Informa Telecoms & Media, совокупное снижение доходов сотовых операторов от использования их абонентами сторонних IP-сервисов в Западной и Восточной Европе, достигло в 2012 г. 3,9 и 1,6%, соответственно.

Концепция RCS появилась еще в 2008 г., первые пилотные проекты были опробованы в 2010 г., однако коммерческий запуск услуг состоялся только к концу 2012 г. К марту 2013 г. проект JOYN запустили 9 операторов в 5 странах.

К операторам, которые участвуют в создании RCS, относятся AT&T, Bell Mobility, Bharti Airtel, Detsche Telekom, KPN, KT Corporation, LG pls (LG+), Orange, Orascom Telecom, Rogers Commnications, SFR, SK Telecom, Telecom Italia, Telefónica, TeliaSonera, Tels, Verizon и Vodafone. Для того чтобы начать предоставлять абонентам услугу RCS под брендом JOYN, операторам необходимо получить аккредитацию от GSMA.

В России услуги класса RCS-like (проект «МультиФон») предоставляет компания «МегаФон» для частных и корпоративных клиентов. Компания МТС тестирует RCS на базе платформы компании-партнера Vodafone и планирует коммерческий запуск в 2013 г. 

Набор сервисов

Как планируется, подписчикам RCS-услуг будет доступен следующий набор сервисов[1]:

  •   расширенная телефонная книга с детализированной информацией о контакте (Rich Address Book);
  •   расширенный функционал сервиса передачи сообщений (Rich Messaging) – включает в себя службу мгновенных сообщений (IM, instant messaging), чат с несколькими пользователями одновременно, историю переписки, возможность обмена документами, фото- и видеоконтент;
  •   расширенный функционал голосовых вызовов (Rich Calls), позволяющий абонентам во время голосового звонка делиться мультимедийным контентом (в том числе доступна опция «see what I see» для обмена окружающего видеоряда), совершать видеозвонки (в том числе проводить видеоконференцсвязь) и пр.
  •    статус готовности абонента к коммуникациям (Presence);
  •   SNS Services (Social Network Services) - агрегирование информации, поступаемой от социальных сетей;
  •   возможность видеть свойства сети собеседника (какие именно опции могут быть им поддержаны – например, возможность передачи видео будет доступна только при работе в сети 3G или 4G).

Устройства с поддержкой RCS 

В качестве предустановленного приложения RCS имеется в телефонах HTC, Hawei, LG, Nokia, Samsng, Sony. Также о намерениях начать производство мобильных устройств, поддерживающих RCS, заявили компании RIM (Blackberry), Motorola, Panasonic и ZTE. Кроме того, скачиваемые приложения RCS поддерживаются смартфонами iPhone (начиная с 4-й версии) и планшетами iPad.

Приложение JOYN также может быть скачано с Android Market или с Apple Store. Поставщиками приложений выступают 6 компаний: все они разрабатывают приложения RCS для ОС Android, и половина из них – также для iOS.

В настоящее время спектр устройств со встроенным (предустановленным) RCS-клиентом ограничен несколькими моделями. Это является одним из главных сдерживающих факторов для распространения услуги на массовом рынке.

RCS и IMS 

Ассоциация GSMA активно работает с операторами связи, разъясняя преимущества наличия IMS-сети для развертывания услуг RCS и VoLTE. Последние могут предлагаться как по отдельности (RCS могут быть реализованы на любых сетях вне зависимости от наличия/отсутствия LTE-сети), так и совместно. RCS является межоператорской услугой: компании-провайдеры услуг обеспечивают бесшовное соединение в сетях разных операторов.

Несмотря на то, что спецификации RCS требуют развертывания IMS-сети (что является комплексным и затратным процессом), существуют операторские решения для обеспечения RCS-услуг вне зависимости от того, обладает оператор платформой IMS или нет. Данные предложения появились на рынке уже в 2010 г., в том же году была запущена первая пилотная RCS-услуга. Благодаря таким решениям оператор имеет возможность быстро вывести услугу на рынок - примерно в течение 10 недель после приобретения соответствующего оборудования. 

Распространение RCS (JOYN) в мире 

Услуги RCS запущены в 5 странах, наибольшее распространение они получили в Испании и Южной Корее – в каждой из этих стран по три оператора обеспечивают межоператорский сервис RCS. К середине февраля 2013 г. (50 дней в эксплуатации) количество подписчиков JOYN.T южнокорейского оператора SK Telecom, по данным компании, достигло 1 млн. Во время тестового периода, до конца мая 2013 г., пользование услугами RCS являлось бесплатным. Анонсируемая стоимость услуг в долгосрочном плане: стоимость передачи сообщения – $0,02, видеозвонка - $0,03 за минуту. При этом операторы отмечают, что изначально сервис не будет приносить прибыль. Основным конкурентом RCS в Корее является Kakao Talk – мобильное приложение, которое используют как минимум 50 млн корейских абонентов.

Американский оператор MetroPCS помимо стандартного пакета услуг предлагает голосовые звонки поверх Wi-Fi (Voice over Wi-Fi) и видеозвонки (Video calling). Для обеспечения роста абонентской базы оператор планирует через специальное приложение обеспечить возможность приглашать в сеть контакты из адресной книги абонента, которые обслуживаются в сетях других операторов Канады, Мексики и США.

До августа 2013 г. JOYN доступен бесплатно для всех абонентов Detsche Telekom в Германии, использующих предоплатную систему или контракт с фиксированными условиями. 

На момент написания отчета практически все операторы, запустившие RCS, предоставляли сервис в бесплатном или условно-бесплатном режиме. Ответ на вопрос о том, насколько будет успешен проект JOYN с экономической точки зрения, можно будет узнать после появления первых итогов его реализации. На текущий момент наибольших успехов по набору абонентов RCS достиг южнокорейский оператор SK Telecom (около 1 млн). 

Бизнес-модель и преимущества RCS 

Можно обозначить несколько источников генерирования новых доходов операторов и сокращения расходов:

  •   Благодаря тому, что услуга RCS является межоператорской, значительно сокращаются расходы на маркетинг услуги (по сути, им занимается ассоциация GSMA).
  •   Услуги RCS позволяют эволюционировать сетям оператора – для оказания услуг RCS внедрение IMS-платформы не является обязательным, однако переход к данным услугам может стать первым шагом в развитии IMS-сети.
  •   Возможность создания новых видов услуг на базе платформы RCS. Примерами являются приложения для совместного редактирования изображений, конференц-звонков (до 10 пользователей одновременно) и т.п.

Очевидно, что далеко не все пользователи готовы платить за RCS-услугу. Неким промежуточным вариантом является модель Freemim, в основе которой – бесплатное предложение самого сервиса, его опций – за деньги; примером может являться бесплатный продукт с отображением рекламных объявлений. 

Увеличение доходов операторов и/или снижение расходов в рамках проекта JOYN носят долгосрочный характер. В краткосрочном периоде услуга RCS, скорее всего, будет убыточной – сказывается технологическая сложность и продолжительность внедрения IMS-сети как ядра платформы для оказания RCS-услуг, а также конкуренция со стороны ОТТ-сервисов. 

Основными преимуществами проекта JOYN по сравнению с ОТТ-сервисами являются:

  1. Оказание услуг в рамках единого стандарта и взаимоувязанных сетей

RCS позволяет работать в разных сетях и на разных устройствах. Такая интероперабельность ОТТ-сервисам недоступна: нельзя, например, отправить сообщение со Skype на Windows Messenger.

  1. Наличие уникального номера абонента (MSISDN)

Уникальный номер абонента построен по единому для операторов всего мира стандарту E.164. Соответственно, стандарт RCS-e позволяет пользователю создать персональное коммьюнити, используя свой глобальный идентификационный номер (global ser ID), т.е. номер телефона.

  1. Трудности с созданием модели монетизации ОТТ-сервисов

Несмотря на то, что, по некоторым прогнозам, к 2017 г. число мобильных пользователей ОТТ-услуг приблизится к 1 млрд, такие сервисы по-прежнему являются слабо монетизированными. Многие подписчики OTT-услуг (Skype и т.п.) изначально не планируют платить за них.

Основной возможностью в рамках модели RCS является развитие межоператорского подхода – именно он позволяет увеличивать численность пользователей услуги. Основными угрозами являются невостребованность RCS и отток абонентов в сегмент бесплатных ОТТ-услуг, и отсутствие апробированной бизнес-модели монетизации RCS, а также развитие собственных услуг под брендом оператора связи (RCS-like).

Основными факторами, тормозящими внедрение RCS, являются:

  •   технологическая сложность решения;
  •   недостоточно широкий ряд мобильных устройств с поддержкой RCS;
  •   зависимость от дорогостоящего ядра сети IMS;
  •   потребительские предпочтения – далеко не каждый пользователь бесплатных ОТТ-услуг готов платить за RCS.

Таблица 1. SWOT-анализ RCS

Сильные стороны

  • Простота использования (для абонента)
  • Возможности построения на базе уже имеющейся IMS-платформы (для оператора)
  • Возможность предоставлять RCS-услуги как с помощью предустановленного, так и скачиваемого приложения
  • Возможность развивать новые виды услуг на базе RCS
  • Позволяет объединять коммуникации в разных сетях

Возможности

  • Развитие межоператорского подхода
  • Развитие сегмента защищенных коммуникационных услуг для бизнеса

Слабые стороны

  • Новизна технологии и как следствие узкий рынок
  • Высокая стоимость внедрения
  • Для того, чтобы использовать возможности RCS-услуг полностью, приложение должно быть установлено как на телефоне отправителя, так и на телефоне получателя
  • Набор услуг и возможности доступа к ним не слишком отличаются от тех, которые предоставляют бесплатные OTT-сервисы

Угрозы

  • Отток клиентов мобильных операторов к бесплатным ОТТ-сервисам
  • Отсутствие внятной бизнес-модели монетизации для оператора

Источник: J’son & Partners Conslting

Основные тенденции и перспективы развития и распространения RCS

Можно выделить следующие факторы возможного успеха внедрения RCS, которые помогут распространить эту услугу на массовый рынок и обеспечить высокое качество обслуживания:

  •   тесная интеграция услуг в адресной книге и простота использования;
  •   межоператорский подход;
  •   стандартизация технических условий, разделяемая всеми игроками отрасли;
  •   возрастающая популярность видеозвонков;
  •   смещение спроса в сторону коммуникаций в социальных сетях;
  •   скорость развертывания сетей IMS;
  •   распространение облачных решений, которые позволяют развивать услуги RCS при отсутствии IMS-сети;
  •   развитие рынка мобильных устройств, поддерживающих сеть LTE.

Рынки, на которых услуга RCS уже представлена, характеризуются высокой скоростью внедрения LTE-сетей, а также хорошей переговорной способностью операторов – услуга появляется сразу у нескольких провайдеров, что позволяет реализовывать межоператорский подход. Согласно данной тенденции вполне вероятен последовательный запуск RCS операторами тех стран, где услуга только появилась (США, Германия) с расширением ее охвата на все страны присутствия запустившего её оператора.

На развивающихся рынках перспективы RCS менее очевидны. Основные сдерживающие факторы  - это низкое проникновение смартфонов и слабое покрытие сетей LTE.

По прогнозам Infonetics, мобильные операторы по всему миру за период 2012-2016 гг. суммарно получат $1,6 млрд за оказание услуг RCS. В 2013 г. пользователями услуги станут порядка 15 млн человек (Infonetics), к 2016 г., по прогнозам Jniper Research, этот показатель увеличится до 74 млн, т.е. проникновение RCS составит менее 1% от абонентской базы мобильной связи.

Основной проблемой при принятии решения о запуске (для тех операторов, которые сомневаются в востребованности услуги) является отсутствие данных о количестве пользователей и доходов.

По прогнозам J’son & Partners Conslting, для выхода RCS на массовый рынок понадобится не менее двух лет. Важным направлением деятельности операторов может стать не соперничество (путем создания собственных приложений либо запуска RCS-услуг), а сотрудничество с известными ОТТ-сервисами и создание моделей их монетизации. Перспективы развития RCS-услуг в России в ближайший период времени  (2013-2014 гг.) неоднозначны. С одной стороны, в стране быстро растет проникновение смартфонов, с другой – развитие сетей LTE происходит относительно низкими темпами. Отсутствие устройств, способных работать с услугами JOYN, является существенным ограничивающим фактором для их распространения. По прогнозам Json & Partners Conslting, становление массового рынка RCS в России возможно не ранее 2014-2015 гг. – после того, как начнется более активное внедрение LTE, и распространение смартфонов достигнет «критической массы». Однако даже такой сценарий возможен лишь при условии успешного партнерства между операторами с целью формирования межоператорского рынка RCS.

 


[1] Список потенциально возможных услуг, не является обязательным для всех сетей

Редактор раздела: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование, ПО

Ключевые слова: услуги мобильной связи, мобильная связь, мобильные операторы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

ITSZ.RU: последние новости Петербурга и Северо-Запада

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода